В Беларуси планируют внести изменения в Кодекс об образовании. В частности, разрешить школам принимать детей с 5 лет, разрешить факультативы в субботу не только для учеников 9-11 классов, но и для 5-8 классов. А также планируется увеличить наполняемость классов до 30 учеников. Как повлияют подобные изменения на учебный процесс и как к ним относятся родители и педагоги?
Для чего необходимы реформы
Столичным СМИ в Министерстве образования пояснили, что никто не собирается вести детей в школу с 5 лет принудительно. Решение останется за родителями. Ранее мамам и папам, которые хотели отдать ребенка в 5 лет в школу (как правило, их чадам 6 лет исполняется в сентябре-октябре), приходилось брать разрешение в Министерстве образования. В случае нынешних изменений в Кодексе решение будет приниматься на уровне школы.
Кроме указанных выше возможны и другие реформы. Их необходимость прокомментировал на днях министр образования Игорь Карпенко корреспонденту БЕЛТА: «Мы хотим ряд полномочий делегировать на места. Мне, например, как министру, может, и незачем подписывать разрешение на присвоение очередной категории учителю, если не прошел какой-то необходимый промежуток времени в его работе. То есть через пять лет этот вопрос можно и на месте решить, а если через четыре года, то должен решать министр. Есть педколлектив, есть директор, есть районные отделы образования — решайте на местах эти вопросы».
В школу в 5 лет идут единицы
Некоторые изменения с точки зрения сотрудников районных отделов и областных управлений образования – не радикальные. Например, с 5 лет дети и ранее могли пойти в школу с разрешения министерства. Но этим правом пользовалось малое количество родителей. Например, в прошлом году в Брестской области из 17 438 первоклашек – лишь 237 пятилеток. И такая статистика сохраняется из года в год.
— Сейчас и вовсе идет тенденция, когда детей чаще отдают в школу с 7 лет. Но замечаю, что школьную программу лучше усваивают ученики, которые начали обучаться с 6 лет, — говорит начальник отдела образования администрации Ленинского района Бреста Татьяна Савич.
Резонанс в обществе вызвала также новость о наполнении классов до 30 человек.
— В Ленинском районе сейчас средняя наполняемость классов составляет 25,2 человека. То есть с принятием изменений в кодексе их придется дополнять примерно на 5 учеников. Хорошо это или плохо – сложно сказать. В прошлом году у нас были созданы несколько классов с 30 учениками. Но еще не было возможности проследить тенденцию успеваемости, — поясняет Татьяна Алексеевна.
Учителя: «В классе окажутся дети 5 и 7 лет»
На возможные поправки в кодексе не все педагоги смотрят положительно. Например, в случае, если дети массово пойдут в школу с 5 лет, может образоваться ситуация, когда в одном классе будут обучаться школьники с разницей в возрасте 1,5- 2 года.
– Относительно готовый 5-летка не станет занимать чье-то место в детском саду, а пойдет в школу. Это, наверно, сократит очереди в сады, но ценой чего? Своего здоровья и здоровья семьи? Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным. Но в 5-6 лет дитя продолжает познавать и обучаться в процессе игры. А в школе начинается долгая кропотливая учеба. Вероятность того, что ребенок не будет успевать усваивать материал за более взрослыми одноклассниками, очень высока. Что мы получим на выходе? Отсутствие мотивации у первоклассника идти вперед и нелюбовь к школе, недовольство родителей (ведь чаще всего винят учителя), – высказывает свою точку зрения педагог начальных классов Анна. – У 5-леток и 7-леток разный объем памяти, скорость реакции, продолжительность концентрации внимания. Поэтому либо кому-то будет скучно, либо кто-то чего-то не понимает.
Увеличение классов с точки зрения педагогов тоже имеет негативные стороны. Каждый ученик хочет быть отмеченным, услышанным, увиденным, а добросовестный педагог стремится создать «ситуацию успеха» для своего подопечного. Но не всякому учителю под силу держать на уроке в поле зрения 30 детей.
«Суббота – для семьи»
– Мой сын достаточно развит, но в школу пойдет с 7 лет. Дети сейчас слабые, а нагрузка в школе огромная. Тесты о готовности к школе — это одно, но физиологию никто не отменял. И 30 человек в классе – это очень много. Учителя и с 15 учениками в подгруппах справиться не могут. А субботу лучше ребенок пусть проводит в семье, – прокомментировала возможные изменения мама 5-летнего ребенка Татьяна.
Высокая наполняемость класса и факультативы в субботу вызывают много нареканий со стороны родителей. А вот у возможности отдавать в 5 лет в школу находятся сторонники.
– Ребенка можно отправить учиться и в 5 лет, и в 8. Вопрос не в возрасте, а в программе для соответствующего возраста и сколько будет ученику, когда он школу окончит, – считает жительница Бреста Марина.
Анонсированные изменения в Кодекс об образовании еще не утверждены. Проект новой редакции планируется внести на рассмотрение в Палату представителей Национального собрания до 1 июля. В ближайшее время начнется общественное обсуждение изменений. Проект документа в новой редакции вскоре можно будет посмотреть на сайте Министерства образования.
Мнение психолога
Инна Шматкова — доцент, кандидат психологических наук БрГУ им. А.С. Пушкина, психолог психологического и образовательного центра «Инсайт»:
У детей в 5 лет (а у многих и в 6 лет) преобладают дошкольные интересы, они более ориентированы на игры. А учеба в школе существенно отличается от дошкольных видов деятельности и предъявляет детям другие требования. В 5-6-летнем возрасте ребенку трудно управлять своим поведением и вниманием. В это время преобладает непроизвольная память. И личностно дети не готовы к школе. Многих родителей вводит в заблуждение тот момент, что после 5 лет ребенок может читать. И родителям кажется, что раз умеет читать, то и к школе готов. Но умение читать – не единственный показатель готовности к школе. Лучше всего с точки зрения психологии отдавать ребенка в школу в 7 лет. Это оптимальный возраст.
Фото Николая ЧЕБЕРКУСА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.