Мы начали непростой разговор о
том, что происходит сегодня с нашим образованием. Совершенно очевидно, что
правительство должно уже сейчас взяться за серьезное реформирование системы
обучения в высшей школе, вести диалог с администрациями вузов, находить новые
варианты развития методических программ, решать вопрос о поддержке талантливых
студентов. Но как обстоит ситуация на ступень ниже?
Что происходит сегодня со средним специальным образованием?
Каких рабочих мы встретим на производстве через 3-4 года? Обо всем этом мы
поговорили с директором Брестского государственного политехнического колледжа
Виктором БАСОВЫМ.
В этом году многие вузы отчитались о недостаточном
заполнении учебных вакансий. Одни считают, что были завышены проходные баллы,
другие говорят о демографической яме. Ваше мнение, Виктор Степанович?
– Ситуация в нашем колледже примерно такая же, как и в
среднем по стране. В этом году на одно место претендовали от 1,2 до 3
абитуриентов. Безусловно, это значительно меньше, чем было 5-7 лет назад. Одной
из главной причин, на мой взгляд, стало то, что мы пожинаем плоды середины 90-х
годов, когда рожали очень неохотно. Надеюсь, что в конце концов эта ситуация
исправится.
Другая причина состоит в том, что в стране налицо перекос с
количеством мест в высшей школе и в профессионально-технических учебных
заведениях. Если провести аналогию с армией, то получается, что на трех
подготовленных офицеров у нас готовят двух сержантов и только одного солдата –
классическая перевернутая пирамида. Но такая армия небоеспособна! Все сегодня
хотят получить высшее образование, это понятно. Необходимо изменить подходы,
так как абитуриенты при таком избытке мест в вузах просто не идут в
профессиональные учебные заведения.
Если говорить о нашем колледже и о распределении
абитуриентов по специальностям, то, по сравнению с ситуацией пяти-десятилетней
давности, наметилось отличие. Раньше очень большой конкурс был на
радиотехническом направлении, сегодня же на всех отделениях колледжа –
строительном, машиностроительном, радиотехническом, юридическом – примерно
одинаковый конкурс абитуриентов.
Вы говорите, «все сегодня хотят получить высшее
образование». На чем основана ваша уверенность? Полагаете, что молодежь не в
состоянии сама реально оценивать свои силы и возможности?
– Я полагаю, что лучше быть хорошим, квалифицированным
рабочим, нежели плохим инженером, врачом или руководителем. Но это тяжело
вложить как в головы родителей, так и в головы абитуриентов. Ложный стереотип,
сложившийся у большинства, гласит, что большие деньги можно заработать прежде
всего не физическим, а умственным трудом. В результате большинство выпускников
вузов испытывают разочарование, выйдя из стен своих альма-матер и убедившись в
том, что они зачастую не сильно и востребованы. Ладно бы еще знания имели
хорошие, так ведь весьма солидный процент просто просиживал в аудиториях штаны.
Вы согласны с тем, что молодежь сегодня инфантильнее, чем
лет 8-10 назад?
– Я скажу, что она гораздо менее нацелена на то, чтобы
получать знания. У них нет мотивации, отсутствует потребность в приобретении
высокой квалификации. Они ничего не хотят, кроме того, чтобы быстро и легко
получить очень большие деньги, не затратив при этом много энергии. Я не спорю,
такие люди были и раньше, в самое разное время. Но сегодня таких – большинство.
Недавно в Гродненской области социологи провели интересный опрос на
предприятиях. В исследовании приняли участие свыше 200 производств. На каждом
из них опрашивали руководителей и управленцев среднего звена. Вопросы были
такие: насколько адаптированы к работе молодые кадры? Какие главные проблемы
возникают с ними? Так вот, на первом месте среди отрицательных черт молодых
работников был ответ – нежелание работать. Нет у молодежи стимула расти,
повышать свою квалификацию. Им бы досидеть до конца рабочего дня и по 5-20-м
числам получить аванс/зарплату, и всё!
Сегодня чиновники много говорят о том, что молодежь надо
творчески развивать, научить ее экспериментировать, искать что-то новое. Вы
согласны с этим?
– И да, и нет. Ничего нет плохого в том, что молодежь
активно занимается творчеством в свободное от учебы время, устраивает КВН,
спектакли, в общем, существует обычная самодеятельность. Но в учебном процессе
(а именно его предлагают сделать более творческим) я считаю это излишним.
Поймите, основная беда нашего общества сегодня – отсутствие скрупулезности и
педантичности, нежелание строго и четко выполнять все инструкции, указания,
технологические регламенты. Именно в этом состоит наше главное отличие в труде
и производстве от развитых стран. Если немцу сказали, что допуск в детали
должен быть 1-2 мм, то он так и будет делать, японец постарается сделать допуск
0 мм, а у нас будет 2-3 мм. Наше упование на волшебные выражения «и так
сойдет», «вроде нормально», «никуда не денется» приводит к выпуску
некачественной продукции, авариям на производстве, порой с трагическими
последствиями. Ни для кого не секрет, что некоторые белорусские товары сегодня
не очень высокого качества. Основная причина этого в том, что я говорил выше. Многие
рабочие, особенно молодые, не хотят нормально выкладываться, четко выполнять
свои профессиональные обязанности. Поэтому убежден, что уже в процессе учебы
нужно жестко прививать молодежи неукоснительное выполнение всех требований и
нормативов, обязательных для его будущей профессии.
Многие руководители вузов жалуются, что не все сегодняшние
первокурсники твердо знают даже таблицу умножения. Сталкивались с этим?
– Если в вузах плохо знают таблицу умножения, то у нас
бывают уникумы, которые при словах преподавателя «два в квадрате» старательно
пишут двойку, после чего обрисовывают ее квадратом. Такие студенты, как
правило, способны лишь освоить рабочие навыки по своей профессии и уже вряд ли
пойдут выше.
— Перейдем к проблеме материально-технического оснащения.
Как обстоят дела с новым оборудованием?
– Убежден, что любое учебное учреждение, готовящее
специалистов, будь это вуз или колледж, обязательно должно быть оснащено самым
современным оборудованием, даже более современным, чем в производственных компаниях.
Ведь в этом залог того, что, придя на производство, новоиспеченный рабочий не
будет стоять, разинув рот, около нового станка, а сразу сможет взяться за
работу. К сожалению, материально-технической базой многие учебные заведения, и
наше в том числе, не могут похвастаться.
Это комплексная проблема, и мне кажется, что должно быть
несколько путей ее решения. Например, рассмотрим вариант, при котором компания
поставляет в наш колледж современный станок, а государство предоставляет либо
налоговый вычет этой компании, либо льготную схему налогообложения. В
результате все довольны – и колледж, и компания, и государство (которое в итоге
выигрывает больше всех). Еще один путь, который актуален и для 30-40-летних
рабочих, – создание по всей стране большого количества ресурсных центров. В
каждом таком центре, если оснастить его современным высокотехнологичным
оборудованием, можно проводить как производственную подготовку молодых рабочих,
так и повышение квалификации действующих специалистов. Определенные шаги в этом
направлении предпринимаются, но пока, на мой взгляд, этого недостаточно.
Ваши пожелания будущим абитуриентам?
– Понимать, что обладание заветной «корочкой» еще не
означает быть успешным в жизни, если нет высокой квалификации и ответственного
подхода к работе.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.