До недавнего времени единственной белорусской платной дорогой была трасса М1 (от Бреста до границы с Россией). А с 1 июля 2013 года (фактически с 1 августа) в соответствии с указом президента РБ от 27 сентября 2012 года № 268 введена в действие система электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам Беларуси (ЕТС-система, BelToll). За непродолжительный срок действия системы электронного сбора платы в ее адрес было множество нареканий и претензий со стороны рядовых пользователей дорог. Во многих случаях недовольство обусловлено недостаточным знанием пользователями платных дорог о своих обязанностях, легкомысленным отношением к необходимости внесения платы за проезд, а часто и вовсе неведением о самом существовании ЕТС-системы. Ниже попытаемся дать общее представление о функционировании системы электронного сбора платы за проезд, а также правах и обязанностях пользователей платных дорог.
Кто должен платить за проезд?
Прежде всего следует отметить, что начало и конец платной дороги можно определить соответственно по дорожным знакам «5.42 Платная автомобильная дорога» и «5.43 Конец платной автомобильной дороги». Взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным дорогам осуществляется только при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении.
Платить за пользование платной дорогой не придется, если вы являетесь собственником (владельцем) или водителем транспортного средства, зарегистрированного на территории государства – члена Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны, в том числе при буксировке прицепа. Не взимают оплату и с водителей мопедов и мотоциклов; зарегистрированных на территории Республики Беларусь колесных тракторов и самоходных машин; транспортных средств оперативного назначения; транспортных средств, используемых в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка. Всем остальным (включая белорусские грузовики) для пользования платной дорогой придется обеспечить наличие в транспортном средстве устройства электронной оплаты (бортового устройства), для чего заключить договор пользования платной дорогой с ГУ «Белавтострада» и зарегистрировать транспортное средство в системе электронного сбора платы.
Пользователи, использующие маршрутные транспортные средства, осуществляющие городские перевозки пассажиров, а также транспортные средства, используемые в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Республики Беларусь и других государств, не освобождены от обязанности заключить договор и обеспечить наличие устройства электронной оплаты, однако вносить плату за пользование платной дорогой им не надо.
Как пользоваться платной дорогой?
При заключении договора на пользование платной дорогой и регистрации в системе пользователь получает устройство электронной оплаты, которое находится в собственности Республики Беларусь и предоставляется в безвозмездное пользование под условием внесения залоговой стоимости устройства: для транспортного средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны – 20 евро, для транспортного средства с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны – 50 евро.
Каждое устройство электронной оплаты персонализируется под отдельное транспортное средство. Запрещается переустанавливать устройство электронной оплаты на другое транспортное средство вне зависимости от его категории и класса.
В случае отчуждения транспортного средства его собственник (владелец) обязан снять данное транспортное средство с учета в системе электронного сбора платы и вернуть устройство электронной оплаты. При возврате устройства, как правило, возможно вернуть его залоговую стоимость и остаток средств предоплаты.
Плата взимается за проезд по расчетному сегменту платной дороги (с перечнем расчетных сегментов можно ознакомиться на www.beltoll.by). Обязательство по внесению платы за проезд по расчетному сегменту возникает с момента выезда транспортного средства на проезжую часть платной дороги данного расчетного сегмента. Размер платы определяется как произведение тарифа платы за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности расчетного сегмента в километрах с точностью до 10 метров.
Плата за проезд может вноситься пользователями в режиме предоплаты или в режиме оплаты по факту (с использованием топливных карт) как в наличной, так и безналичной форме.
Из № 87 «Вечернего Бреста» за 30 октября вы узнаете:
– каков размер оплаты за проезд?
– что делать, если вы не согласны с требованиями или решениями, связанными с начислением и взиманием платы за проезд?
– перечень полезных ресурсов и телефонов по вопросам, связанным со взиманием платы и т.п.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.