Какие права имеет потребитель в случае некачественно выполненных работ (услуг)?
– При обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услугу), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества, при этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, если недостатки выполненной работы не устранены исполнителем в течение четырнадцати дней (если более длительный срок не оговорен соглашением сторон или договором).
Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или отступления от условий договора, ухудшившие результат работы (услугу).
Необходимо обратить внимание, что при расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе потребовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случаев, когда потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу) (п. 5 ст. 30 Закона о защите прав потребителей).
Если в результате некачественно выполненной работы (услуги) причинены убытки (повреждено имущество и т.п.), может ли потребитель предъявить требование к исполнителю о возмещении убытков?
– Да, потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), и (или) расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги), возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы и уплаты неустойки, если недостатки выполненной работы (оказанной услуги) в установленный договором срок не были устранены либо являются существенными (п. 4 ст. 31 Закона о ЗПП).
В какой срок потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (услуги)?
– Требования могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги). Если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками, обнаруженные в течение гарантийного срока. Если таковой не установлен – в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе (п. 6 ст. 31 Закона о ЗПП).
Необходимо обратить внимание, что гарантийный срок результата работы (услуги) исчисляется с момента передачи результата работы потребителю (окончания оказания услуги). Срок службы результата работы исчисляется со дня окончания выполнения работы (п. 11-12 ст. 31 Закона).
Что делать, если между исполнителем и потребителем возник спор по качеству выполненной работы (услуги)? Например, по мнению потребителя работы выполнены некачественно, при этом исполнитель настаивает, что работы выполнены качественно…
– Первоначально, при предъявлении потребителем требований, связанных с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), исполнитель должен провести проверку качества. Если потребитель не согласен с результатами этой проверки, исполнитель должен провести экспертизу результата выполненной работы за свой счет. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества и проведении экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) лично или через своего представителя. Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) в судебном порядке (п. 6 т. 31 Закона о ЗПП).
Необходимо обратить внимание, что если в результате экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги), проведенной за счет исполнителя, установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, потребитель обязан возместить исполнителю расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку результата выполненной работы (п. 6 ст. 31 Закона).
В какой срок должны быть устранены недостатки выполненной работы (оказанной услуги)?
– Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены исполнителем в течение четырнадцати дней, если более длительный срок не оговорен соглашением сторон (п. 1 ст. 32 Закона о ЗПП). При этом требования потребителя о соразмерном уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги), а также о расторжении договора и возврате уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы подлежат удовлетворению в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней (п. 1 ст. 33 Закона о ЗПП).
Если исполнитель выполнял работы из своего материала, при этом они оказались некачественными, кто несет ответственность за некачественный материал?
– Исполнитель, предоставивший материал для выполнения работы (оказания услуги), отвечает за его надлежащее качество по правилам ответственности продавца за товары надлежащего качества (п. 1 ст. 36 Закона о ЗПП).
Может ли потребитель в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказания услуги)?
– Да, потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), но только при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 38-1 Закона о ЗПП).
Имеет ли право потребитель требовать выплаты неустойки за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги)?
– Имеет. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере одного процента цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, – в размере одного процента общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки.
Может ли потребитель требовать от исполнителя работ денежную компенсацию морального вреда в случае выполнения работ с недостатками?
– Да, потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, а также на компенсацию морального вреда, причиненных вследствие некачественной выполненной работы (услуги), в том числе (пп. 1.5 п. 1 ст. 5 Закона о ЗПП).
АЛЕКСЕЙ ВЕЧЕР
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.