Уже полноценной и важной традицией в жизни Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина стало проведение открытого конкурса ораторского мастерства «Мастер слова». В мае этого года студенты, лицеисты и гимназисты соревновались в искусстве говорить уже в двадцатый раз, а на повестке дня – 80-летие университета. Красивые цифры, так что этот двойной юбилей попросту не мог остаться незапоминающимся. Как же проходила риторическая борьба?
Все начинается с приветствия и напутствующих слов ректора БрГУ Юрия Петровича Голубева. А сразу после в аудитории исторического старого корпуса учреждения образования проходит знакомство с конкурсантами и объясняются правила игры: всего пройдет три тура. Первым заданием станет устное выступление на заданную тему, вторым – парные дебаты. А завершением станет импровизация, но непростая. Впрочем, интригу стоит пока что сохранить.
И вот ведущие объявляют о начале состязания. А тема, которую учащимся необходимо раскрыть, звучит как «Университет – место силы». «Краткость – сестра таланта», часто слышим мы, но тут дело не только в простоте. Действительно хорошо владеющий речью человек должен уметь работать в определенном формате, так что вложиться в предоставленное время – важная и, на самом деле, не самая простая задача. Песочные часы ведут отсчет до завершения срока на выступление, а оповещает о финале звон колокольчика. Звон негромкий, специально чтобы оратор сумел грамотно поставить точку.

Самое интересное в первом туре – то, как разные люди стараются сделать свою речь запоминающейся, наглядной. Некоторые выходят к публике с каким-то предметом, который послужит иллюстрацией главной метафоры рассказа. Среди такого инвентаря клубок ниток, веретено, маленький воздушный шар и… яблоко! С его появлением конкурсантка сравнивает жизненный путь студента. Уже во время ответа другого участника можно услышать цитаты из произведения Ремарка – это молодой человек рассуждает о том, какое влияние на него и его восприятие литературы оказал родной университет. А высший пилотаж – создать полноценный образ, да так, чтобы зритель его точно запомнил и дальше узнавал оратора. Среди прочих персонажей нас посетили лингвист, который способен с помощью терминов дать яркое и живое определение университету, своя в доску девчонка, от шуток которой в аудитории обязательно раздаются смешки, разом строгая и романтичная девушка, которая словно сошла со страниц книги или заглянула сюда после занятий в гимназии 19-го века, не иначе.
По итогам первого этапа из двадцати участников остались четырнадцать финалистов, которые разделились на пары уже для второго задания. Все по классике дебатов: есть случайно выпавшая тема и возможность трех аргументов на обоснование своей позиции, за или против. И что занятно, зрители в стороне не остаются. Прислушаетесь – услышите обсуждения вопросов и тезисов, похвалу или наоборот критику выступающих.

И, наконец, заключение. Как уже говорилось, импровизация, но какая? А тут интересно: каждому из соревнующихся в красноречии ребят достается одна мелодия. Задача – описать какая картина или сюжет появляется в голове при прослушивании этой музыки. И тут уж есть где разгуляться! Тут вечер в ресторане у повидавшей жизнь семейной пары, почти стертые но теплые детские воспоминания, портрет безумно важного человека… И внезапно — Армагеддон. Что ж, человеческая фантазия не знает границ. Да и музыка порой может звучать весьма тревожно и угрожающе.
А тем временем конкурсная программа подходит к концу, и члены жюри удаляются для принятия решения.
— Уже в третий раз участвую в этом конкурсе, и всегда чувствую, как расту над собой во время выступления. Это сложная, кропотливая работа, но эмоции после более чем окупают все труды, – слова Романовской Марии, студентки первого курса филологического факультета.
Далее – оглашение результатов и награждение. Но какие бы места кому не присудили, все молодые ораторы так или иначе останутся в выигрыше.

Дарья ЗУБАРИК
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.