Недавно одна жительница Бреста средних лет по имени Ольга пообщалась в виртуальном режиме с представителем этого призрачного криминального племени. С неожиданным для него результатом.
Она не повелась, как кролик перед удавом; на нее бархатный баритон якобы представителя службы безопасности банка не произвел гипнотического действия. Но мало ли? – так обычно думает обыватель. Ольга решила для начала не обрывать разговор. Схема «развода» была опробованной: у вас со счета уходят деньги, и чтобы вывести воров на чистую воду, надо от своего имени взять в банке кредит и переправить его на указанный счет – так злоумышленник будет изобличен. Ольга сказала мошеннику, что так и сделает. Сама же пошла в тот банк, в котором обслуживается, и навела справки у сотрудников финансового учреждения. Оказалось, с ее счетом все в порядке. После этого вызовы липового банкира она со спокойной совестью игнорировала. Возможно, это оптимальный вариант в данном случае, потому что обманщика и вора через экран смартфона за руку не схватишь.
Даже сотрудники правоохранительных органов признают, что отследить и обезвредить телефонных мошенников непросто. Особенно, если они действуют из-за границы, пусть даже из ближайшего зарубежья. Зафиксированы звонки из Украины, России, стран Балтии. Это не удивительно, потому что схема работает только с доверчивыми и недалекими бывшими советскими людьми, и разводят их на деньги тоже в большинстве своем бывшие советские. И развивается этот, с позволения сказать, бизнес гораздо успешнее, чем, допустим, тракторостроение. По данным зарубежных источников, с 2015 года мошенничество с кредитными банковскими картами стало глобальным бизнесом. Доход составляет примерно 16 миллиардов долларов в год. На долю телефонного мошенничества (вишинга) приходится более одного миллиарда долларов.
Многие жертвы уже после потери денег недоумевают: откуда они узнали номер телефона, имя, фамилию и прочую, так сказать, приватную информацию о личности? Здесь как раз ничего сложного, никаких коррупционных связей с местами регистрации. Мы сами, что называется, сдаем себя всем желающим через социальные сети. Там повсюду наши «цифровые следы»: личная информация в соцсетях, регистрация в различных онлайн-сервисах, регистрация бонусных карт, оформление карт при рассрочке в магазинах, даже игры на телефоне. Все это хранится в базах данных. А любая база данных имеет спрос и цену в теневых сегментах интернета – даркнете (от английского слова dark – темный). К этому следует добавить низкую цифровую грамотность нашего населения, свято верящего, что в виртуальной реальности как в раю.
Не вредно будет знать потенциальным жертвам мошенников, что звонит им с низменными целями не какой-то ловкач-одиночка. С нами работают серьезные люди, поставившие свою деятельность почти на индустриальные рельсы. Кибервор своим звонком использует фактор неожиданности. Внезапной ложной информацией парализует волю жертвы, лишает ее возможности критически осмыслить происходящее. Грамотный расчет на то, что человек всегда остро реагирует на события, которые касаются лично его. Среднее время «оболванивания» – две-три минуты. Если говорить дольше, жертва сосредоточится, придет в себя, ее уже так просто не обманешь. Немаловажно и время звонка. Как правило, утром мошенники не звонят – человек собран, свеж, полон сил, готов, так сказать, к труду и обороне. Наиболее вероятное время, когда вас попытаются развести на деньги, – вечер пятницы.
Киберворы при работе с жертвами используют подставные телефонные номера через услугу IP-телефонии. Поэтому перезванивать по этому номеру бесполезно. В лучшем случае ответит ничего не подозревающий абонент, чей ID был использован втемную. Участники данных криминальных коллективов делятся на дропов и обнальщиков. Дропы ведут блиц-беседы с жертвами или переписку тоже по телефону. Обнальщики впоследствии снимают наличные деньги со счетов, на которые простодушные сограждане переводят свои кровные, или не очень кровные, но все равно крупные деньги. По известной причине мошенники любят переносить беседу в мессенджер. Такая просьба неизвестного абонента – первый и самый верный признак обмана.
Все как будто сложно, изощренно. И злоумышленники зачастую неуловимы, потому что недостижимы. Однако способ спасения от назойливых и поначалу вежливых вымогателей есть. Он очень прост. Никогда никому ничего не говорить о своих счетах по телефону. Об этом нам не первый год твердят и банкиры, и милиционеры. Плохо слышим?
ВЛАДИМИР ЯНОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.