В 1881 году императором Александром III подписано высочайшее повеление о
строительстве 136-верстной ветви Жабинка – Пинск, на ее строительстве впервые
использованы специальные железнодорожные войска. Дорога была построена за год,
и уже 9 ноября 1882 года по ветке открылось регулярное движение пассажирских и
товарных составов. Строительство Полесских железных дорог продолжилось и в
дальнейшем. Так, в 1887 году открылось движение по линии Брест-Литовск –
Жабинка – Брянск.
В этом же году, 5 апреля, в Брест-Литовске родился будущий
советский кораблестроитель, инженер-контр-адмирал Петр Папкович. Полесские
железные дороги мы упомянули не случайно. Отец Петра Федоровича работал межевым
инженером, участвовал в строительстве этой ветки.
По роду деятельности отца семье часто приходилось переезжать
с одного места на другое. Вот и получилось, что, появившись на свет в Брест-Литовске,
Петр Папкович пошел в гимназию в Ашхабаде, а окончил учебу в подобном
учреждении в Самаре, причем с золотой медалью. Затем с первой попытки поступил
в Петербургский политехнический институт. Будучи студентом, выполнил научную
работу, привлекшую внимание специалистов. В 1911 году защитил дипломный проект,
за который ему присвоено звание морского инженера, служил на крейсере «Баян» и
броненосце «Цесаревич». Через год он получил чин подпоручика корпуса
корабельных офицеров и навсегда связал свою жизнь с военно-морским флотом.
С приходом советской власти Петр Федорович не покинул
страну, продолжил работу на благо Родины. Царский офицер, награжденный орденом
Станислава III степени,
полностью принял новую власть. В годы Гражданской войны активно использовались
знания так называемых «военспецев» — офицеров царской армии, перешедших на
службу Советской России. Многие из них были репрессированы в 30-х годах.
Некоторым удалось выжить и принести пользу своему народу. Например,
подполковнику царской армии Дмитрию Карбышеву, строившему оборонительные
укрепления Брестской крепости, впоследствии генерал-лейтенанту инженерных войск
Красной армии, замученному фашистами в концлагере. Или генералу дореволюционной
армии, руководителю военной миссии Советской России на Брестских мирных
переговорах, впоследствии генерал-лейтенанту Советской армии Александру
Самойло.
В число офицеров, впоследствии ставших советскими генералами
(звание контр-адмирала соответствует званию генерал-майора), попал и Петр
Папкович. В 1922-1924 годах он заведовал техническим бюро подводного плавания
Балтийского судостроительного завода. Оно было создано еще в 1900 году,
разрабатывало первую подводную лодку российского военно-морского флота, ныне
это знаменитое ЦКБ морской техники «Рубин». Впоследствии П.Ф. Папкович стал
одним из организаторов Ленинградского кораблестроительного института, работал
во многих других высших учебных заведениях и научно-исследовательских
организациях.
В первую очередь заслугой уроженца Бреста стала разработка
современных принципов нормирования прочности кораблей, а также подготовка
молодых кадров. Его перу принадлежит около 150 научных трудов. Не заставили
себя ждать и награды – в 1933 году Петр Федорович избран членом-корреспондентом
Академии наук СССР, в дальнейшем ему присвоено звание заслуженного деятеля
науки и техники РСФСР, присуждена Государственная премия СССР. П. Панкович
удостоен двух орденов Ленина и других правительственных наград.
Петр Федорович скончался скоропостижно 3 апреля 1946 года,
возвращаясь домой из Ленинградского военно-механического института. Похоронен в
Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. На доме, где он
жил, установлена мемориальная доска.
Петр Папкович лишь малую толику своей жизни провел в Бресте.
Но, уверен, он заслужил право увековечивания памяти в нашем городе. Не так
много адмиралов родом из Бреста, а вот счет выпускникам центра юных моряков
идет уже на тысячи. Возможно, морская биография Папковича и помогла бы
некоторым из них сделать свой выбор в пользу морского дела.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.