В разгар празднования на лощеной, вычищенной от старых
зданий Советской какая-то женщина обронила: «Так ведь это не Брест…»
В точку попала, давно о том думаю: не Брест! Другой, по
чужим лекалам осовремененный город, продолжающий пользовать брендовое имя. Тот,
прежний, удивлявший гостей своей «западностью», был зеленым, одним из самых
зеленых в Союзе, не закованным в плитку, которую по хитромудрым причинам
снимали-перекладывали, не успев вытоптать. Но главное, он был единственным в
своем роде, не похожим на многие города, имевшим не просто своеобразие – ауру.
Артхаусный такой городок, по-своему архитектурно постриженный и причесанный. В
подчеркнуто невысоких центральных кварталах деревянные дома органично
перемежались с каменными, а в неповторимых двориках жила душа.
Но настали времена, когда земля прыгнула в цене. А тут еще
люди амбициозных профессий с чешущимися до дела руками. У ландшафтников свои
представления об идеальном городе, у архитекторов – свои… Первым хочется все
выкорчевать в пользу благородных пород, вторым – заровнять бульдозерами и
воздвигнуть Город Солнца. Мэрии – подготовить побольше площадок под снос и
выгодно продать, коль куски земли в центре настолько в цене. Бизнесменам –
извлечь сверхприбыль.
Как-то сошлось, что разом нашли удовлетворение порывы и
одних, и других, и третьих, и четвертых. А нам, горожанам, где притулиться в
этом сонме чужих хотений?
В центре города под маркой осовременивания или реконструкции
вовсю идет снос целых кварталов. Спешный – пока не опомнились. Держать ответ
перед историей представляется не так уж и страшно, как перед вышестоящими. Ввел
бы за правило на вывешиваемых паспортах объекта давать фамилии заказчика (хотя
это нередко зицпредседатель Фунт) и чиновников, принимавших решение (а вот тут
уже не укроешься).
Занятно, что параллельно придумали построить в крепости
фрагменты средневекового города, стертого с лица земли при строительстве
фортеции. Благая задумка, пусть и новострой. Вот только, готовясь воссоздать
уничтоженное, второй рукой рушат другой культурный пласт, по сути повторяя
злодеяние российского государя. Снос старых кварталов – убийство живой ткани
города. Которую не восстановить!
Да, Брест был в немалой степени деревянным, но он таким был!
В этих строениях – история поколений. Каждый домик имел свою неповторимую
«стори», многие из которых стоят того, чтоб их не просто запомнить –
материализовать, сохранить и «продать» как экскурсионный объект. Только надо
было делать в это вложения, не замыкаясь на бесконечной гонке за прогнозными
показателями по метражу дешево-панельного жилья!
Архитектурное наследие – не десяток сакральных особнячков,
которым повезло заиметь охранную шильдочку. Это, как ни странно, те самые
непрезентабельные кварталы, дворы с шанхайчиками, невзрачные домики, в которых
не жили Карбышев, Бегин или Машеров, но через которые протекали, обретая типаж
в вековой монотонности, события и судьбы. Доктор Король, актриса Нина Андрич,
«парашютистка» Алла Максимович, киновладелец Сарвер, хозяин городского сада
Шаповалов, антрепренер Андреев-Трельский, погибшая в гетто девочка Бася
Мельник, учитель Андрей Василюк, музыкант Ежи Гаврилюк, пламенная
революционерка Регина Каплан, квартальный полициант Стефан Кендзера и сотни
других, оставивших свое факсимиле, маленький след в бытовой истории города –
бесценное достояние, которое следовало материализовать, будя в людях память, а
значит, пробуждая интерес и любовь к своему городу. А когда город интересен
горожанам, он будет интересен и туристам.
Брестские дворы – уходящая натура.
Что же имеем вместо бесценных этих теней старых брестских
кварталов? Номинируемые на элитарность многоэтажки в исполнении некогда
«Облика», а ныне разросшихся числом последователей – сначала точечно, а теперь
– чего мелочиться – кварталами!
Что радости неравнодушному горожанину в долгострое на углу
бульвара и Пушкинской, уничтожившем зеленый сад с особнячком, где выходила на
балкончик стильная мадам Вершук, поглазеть на которую сбегали с уроков
мечтательные гимназистки. Уже на одном этом можно было сделать экскурсионную
фишку – а что же вместо? Вспоминаю, как спроектировавший сию громадину
архитектор пяток лет назад, в канун сноса, доказывал протестовавшей
общественности высокий градостроительный смысл именно такого решения. По иронии
судьбы, именно он впоследствии разработал «концепцию сохранения, восстановления
и перспективного использования исторического наследия на территории Брестской
крепости» с созданием уменьшенных копий уничтоженных зданий – а лет так через
полсотни, глядишь, кто-нибудь другой будет так же по чертежам изучать домик
мадам Вершук, уничтоженный дежурным строением за тем же авторством.
А многие ли выиграют от того, что на месте отселенной и
заброшенной колонии Варбурга, этой потенциальной жемчужины, вырастет серия
высоток? Кто-то на этом снимет бонусы, кто-то порадуется новой квартире, но
город-то в целом, мы с вами, обеднеет во сто крат!
Тогда еще живой дом колонии Варбурга.
Господа архитекторы, спецы по ландшафту и
ботаники-преобразователи! Есть голые просторы заречья – двигайте, ребята, туда!
Взрастите оазис на вульковских песках, запроектируйте каналы, дворцы с
обоснованием целесообразности, родите и пробейте свою идею. Не рвутся! И растут
там, как грибы, кварталы примитивно-одинаковых, прямо по Рязанову, новостроек,
набивших оскомину типовых гипермаркетов, деревьев как не было, так и нет – а
где же творцы? Творцы упорно толкутся в центре!
Два слова о набившем оскомину намерении властей использовать
туристический потенциал города. Создается впечатление, что рефрены про
«туристическую Мекку» и «сохранение наследия» на деле превратились в дежурные
заклинания. Потенциально мощный бренд «Брест» по-прежнему не поддержан ни
креативными идеями, ни материализацией (не путать с идеологизацией!) истории.
Дальше мемориальной доски на угол дома фантазия не особенно продвинулась с
партийных времен.
Туристам из ближнего зарубежья Беларусь интересна как
заповедник советского прошлого – такой забавы гостям города хватает на полдня.
Еще часика на три – крепость. И всё! Сутки, ну двое, а больше в Бресте не
выдержать – скучно! При всей богатейшей, невероятно закрученной, но никак не
задействованной истории.
Мне часто случается в крепости перекинуться парой слов с
гостями города. К нам много едут, образовалась у россиян такая мода. На выходе
спрашивают: «Куда дальше сходить, что тут у вас еще?» А ничего! Музей
паровозов…
От редакции:
Публикуя материал Василия Сарычева, мы ни в коей мере не
ставим под сомнение масштабы сделанного, особенно в последние десятилетия.
Безусловно, не все бесспорно в данной публикации, как, впрочем, и в действиях
властей, архитекторов и строителей. Поэтому мы приглашаем читателей высказаться
с одной-единственной целью –
сделать оптимальными и достойными Бреста те многочисленные преобразования,
которые ожидают наш любимый город.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.