Людей с хорошо поставленной правильной речью сравнительно мало, и все они — красавцы. Какими бы не были черты лица и весь внешний облик, но если кто-то нанизывает буковку за буковкой точно и чисто, будто мастерит драгоценное ожерелье, он уже только этим выдает о себе целый букет отборных положительных сведений.
Увы, чаще встречаются ораторы и собеседники с пресловутой «кашей» во рту и другой словесной нечленораздельностью. К этому, конечно, привыкаешь, но за коммуникационный ресурс бывает обидно. Нет еще такого всеобщего понимания, что полноценную правильную речь у человека надо формировать так же осознанно, как певцам ставят голос.
Это желательно в идеале, а в реальности нередко бывают проблемы с умением говорить как таковым, которое, как известно, формируется в детстве. На страже уверенного владения разговорным языком стоят специалисты логопеды. В городе Бресте миссия выявления и исправления детских трудностей с произношением возложена на три государственных учреждения образования — центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Кроме областного по одному такому центру есть так же в Московском и Ленинском районах.
В одном из них, расположенном на ул. Буденного и называемом «Стимул», Александра Яковлевна Бойдич работает учителем-дефектологом уже 20 лет. По ее словам, из года в год количество детей с потребностью в коррекционной помощи неуклонно возрастает. Число ребят, отобранных комиссией Ленинского района для занятий по исправлению речи, увеличилось с 1742 человек в 21/22 учебном году до 2006 человек, рекомендованных к коррекции на 2023/2024 годы.
При том, что логопед — профессия распространенная, свои штатные единицы есть и в детских садах, и в каждой школе, и в детских поликлиниках, их охвата на всех нуждающихся все равно не хватает. Бывает, школьный специалист с одной группой проблемных детей работает в текущий период, а другая группа остается в резерве на следующий год. Некоторые особо тревожные родители предпочитают нанимать нужного профессионала для индивидуальной работы на дому.
Почему с годами нарастает такой бум недостатков формирования речи, наука пока умалчивает. А вот практика опытным путем некоторые выводы уже сделала. Речь относится к числу высших свойств человека, а природа в случаях экстремальных условий вынашивания и деторождения прежде всего заботится о поддержании необходимых для элементарного выживания функций: ходьбы, работоспособности, пищеварения, дыхания и т.д. Спасибо медицине и прогрессу в сохранении от выкидышей, в выхаживании сильно недоношенных детей, в чудесных разрешениях патологических беременностей. Однако ценой за спасение жизней бывают патологии развития плода, в том числе врожденная слабость мышц речевого аппарата, нарушение передачи нервных импульсов, дефекты речевых центров мозга.
По мере дальнейшего развития ребенка не лучшую услугу могут оказать уже поведенческие нюансы семейного воспитания. Например, ничто другое на определенном этапе не способно так успешно упражнять необходимые для речи мышцы рта, как грудное вскармливание. Усиленно работая языком и челюстями, дитя буквально силой добывает себе мамино молоко, тогда как из искусственной соски оно вытекает с легкостью необыкновенной, заодно внося в характер черты инфантильности. Специалисты говорят и о тесной связи двигательной активности подрастающего ребенка с уровнем развития его мозга.
Детские площадки во дворах все больше пустуют, все реже многие детишки ловят мяч, скачут в классики, играют в прятки. Во время консультаций в коррекционном центре выясняется, что как раз поймать брошенный ему мячик 3-4-летний современный ребенок, в отличие от его более давних сверстников, категорически не может. Замечено, что из обихода дошкольников напрочь выпал такой развивающий снаряд, как скакалка. Обязательно надо заботиться об упражнении мелкой моторики детских рук. Поскольку наука считает руку человека как бы внешним филиалом мозга, пусть ребятня как можно раньше учится завязывать шнурки и бантики, показывать на пальчиках свой возраст, складывать из кусочков картинки.
Если все изначально хорошо, в возрасте до года чадо начинает лепетать отдельные слоги, в один год — осознанно произносит одно-два слова, а с полутора лет словесный запас должен постоянно накапливаться. Некоторые родители не придают значения отсутствию этих успехов, полагая, что данный недостаток дитя перерастет. Но, если уже достигшие детсадовского возраста сын или дочь шепелявят, картавят, сюсюкают или не выговаривают особо трудные буквы, они стесняются сами себя, неохотно разговаривают в школе и вообще наживают целый комплекс неполноценности.
В случае легких нарушений родители могут пытаться исправить детскую речь и без логопеда, но с упорными дефектами справится лишь специалист. У профессионалов есть свои системы и приемы обеспечения детству свободы слова, и этот бесценный дар гораздо важнее раннего приобщения к иностранным языкам или к манерам юных «леди» и «джентльменов», чем стало модно хвастаться в родительских сообществах.
Тамара ГЛУЩЕНКО
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.