Город – это живой организм, а дороги – его кровеносная система. Развивающийся Брест растет, начинает жить по европейским стандартам, его «сердце» бьется все сильнее, и основные «артерии» с этим справляются с трудом. «Тромбы» пробок не добавляют городу здоровья, а любые попытки провести «операцию» вызывают шквал вопросов. Поэтому «Вече “Вечёрки”», посвященное организации дорожного движения в городе, местами напоминало врачебный консилиум.
Основные проблемы обсуждали начальник отдела транспорта, связи и бытового обслуживания Брестского горисполкома Виктор Ледак, старший инспектор отдела организации дорожного движения ГАИ УВД Владимир Феськов и представитель информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест» Владимир Красько. Корреспонденты «ВБ» тоже условно разделились на два лагеря: Катерина Богданова отстаивала интересы пешеходов, а Дмитрий Шиферштейн – автомобилистов…
Мосты, маршруты, переходы…
«ВБ»: Какие проблемы в организации дорожного движения представляют по линии ваших ведомств и учреждений наибольшую головную боль в 2017 году?
Виктор Ледак: – Болевая точка – сама география города. К счастью, построили первую часть Западного обхода – до этого было всего три автомобильных моста. С появлением четвертого удалось немного разгрузить движение в центре. Еще одна проблема связана с переездами. У нас всего два полноценных путепровода – с Пионерской и Ленина. Есть еще так называемый «горбатый» мост, но там невозможно организовать движение общественного транспорта. И проблемный переезд в Задворцах. Надеемся, что вторая очередь Западного обхода снимет этот вопрос. Процесс уже пошел.
На месте будущего автовокзала, по мнению Виктора Ледака, полезно будет сделать диспетчерский пункт.
Третий момент, который требует решения, – диспетчерские пункты. Многие помнят, когда за ЦУМом был такой. Можно было доехать к универмагу, а оттуда – в любую точку города. Сейчас у нас слишком много длинных маршрутов, выдержать график на них крайне тяжело. Мы лоббируем идею, чтобы в составе нового автовокзала на ул. Орджоникидзе появился и диспетчерский пункт для автобусов и троллейбусов. Потому как на той же конечной «Орджоникидзе» водителю, извините, даже негде в туалет сходить. «Газоаппарат» уже не вмещает все маршруты, «ЦГБ» – тоже, там и удобств нет. Прорабатываем вопрос о ДП в районе ул. Мытной – в «Юго-Западе» свой пункт тоже просится. В свое время мы «завернули» много маршрутов к новой детской поликлинике на ул. Осипенко, чтобы можно было доехать туда со всех концов города. Там тоже просится отдельный диспетчерский пункт.
Улица Гаврилова – одна из самых видоизменившихся в 2016 году.
Владимир Феськов: – Если проанализировать 2016 год, то наблюдается снижение количества ДТП с пострадавшими людьми. Это тенденция, заложенная в 2014-15 годах. Снижение количества аварий стало возможным благодаря применению новых инженерных решений, добавлению поворотных полос, заужению проезжей части и изменению работы светофоров. Однако основной проблемой из года в год остается травмирование пешеходов на нерегулируемых переходах. Наиболее эффективным способом профилактики таких ДТП остаются применение искусственных неровностей и улучшение освещения на переходах. Причем мы отходим от практики установки «горбулей» перед самой «зеброй» и стараемся поднимать переход целиком. Оба варианта обеспечивают снижение скорости водителями, однако приподнятый вариант гораздо комфортнее. Есть трудности и с пропускной способностью брестских улиц. На крупных перекрестках мы хотим предложить устройство кольцевых развязок. В частности, это перекресток Варшавского шоссе и ул. Махновича. Другое кольцо уже начали строить: на перекрестке ул. Суворова – ул. Журавецкой.
Владимир Красько: – В последние годы, судя по реакции людей и ГАИ, велосипедисты сами по себе стали проблемой. (Улыбается.) Однако я хочу предложить взгляд на велосипед как на средство решения других городских проблем. В частности, экологической, ведь машины, по оценке экспертов, производят до 80 % вредных выбросов в атмосферу. К тому же, мы ведем такой ритм жизни, что на спорт не хватает времени. А велосипед – это уже гарантированная физическая нагрузка, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Третий момент – как бы мы ни расширяли улицы, автолюбителям все равно будет тесно. Ведь чем больше возможностей подъезда, тем чаще мы будем пользоваться автомобилем. И тем больше нам надо будет дорог. Это замкнутый круг. Центр мы никогда не сделаем пропускным на 100 %.
Но мы, используя велосипеды каждый день, тоже сталкиваемся с проблемами. Это безопасность и инфраструктура. Да, многое было сделано за последние годы. Появились велодорожки, выделенные полосы, пандусы на бордюрах. Но много вопросов вызывают те же пешеходные переходы. Спешиваться перед ними, особенно когда есть светофор, – это все равно, что переталкивать машину водителю. Я за то, чтобы во многих местах разрешить переезжать дорогу. При необходимости – изменить разметку на переходе.
Велосипедисты – вне закона?
Создание велосипедных переездов полезно, но требует финансовых вложений.
«ВБ»: – Велопереезды, к счастью, начали появляться в Бресте. Может, у ГАИ есть планы по увеличению их количества?
В.Ф.: – При разработке проектно-сметной документации на ту или иную улицу мы всегда отстаиваем позицию, чтобы на ней появилась конструктивно выделенная полоса для велосипедистов. Это, безусловно, требует затрат. Чаще всего велодорожка получается совмещенной с пешеходным тротуаром. Что касается переездов, то практика показала, что применять их на регулируемых переходах можно. Не готов сказать, где именно мы будем их внедрять в 2017 году. Это тоже затраты и на светофорный объект, и на разметку. И не на всех перекрестках такая мера возможна.
«ВБ»: – Год назад активно муссировалась тема велополосы на Советской. Был готов даже целый проект по ее созданию. Что помешало его воплотить?
В.Л.: – Здесь вмешались другие факторы. Советская – историческая часть города. С каждой стороны там магазинчики, павильоны, кафе. И конфликт пешеходов был бы в любом случае, где эту велодорожку ни нарисуй – слева, справа, по центру.
«ВБ»: – А почему бы не пустить велодорожку по соседним улицам?
В.Л.: – Это хорошее предложение, над ним стоит подумать. Улица-дублёр – это всегда хорошо. Потому что в центре очень стесненные условия.
«ВБ»: – Велосипедисты, получается, кругом вне закона: на переходах должны спешиваться, на тротуаре приоритет у пешехода, на дорогу – ни-ни. Удобства поездки из точки А в точку Б практически нет. Пару лет назад были предложения прочертить целые маршруты по городу. Что сейчас?
В.К.: – Да, такие предложения были. Горисполком привлекал и велоклубы, мы чертили эти маршруты, в том числе в центре. Была идея у ГАИ сделать пробную велополосу на проезжей части по ул. Советской Конституции. Но это все замерло. Однако велосипед пока больше считают проблемой, нежели средством решения.
Все переходы на проспекте Машерова и ул. Ленина планируется сделать регулируемыми.
«ВБ»: – А вот давайте и спросим у ГАИ и властей: велосипед – это действительно головная боль?
В.Л.: – Мне кажется, велосипедисты имеют в городе даже больше проблем, чем автолюбители и пешеходы.
В.Ф.: – В большинстве случаев для ГАИ велосипедист становится проблемой, когда выезжает на проезжую часть. Особенно если рядом есть велодорожка. Это единичные случаи, но они есть.
«ВБ»: А вот интересно: почему люди, которые используют велосипед как средство передвижения, часто совершенно не думают о собственной безопасности?
В.К.: – Ситуация такая: по нашим правилам велосипедисту запрещено ехать по проезжей части. Тогда как в большинстве стран человек на велосипеде делит дорогу с автомобилем. Хорошо, когда для этого выделена отдельная полоса. Но на большинстве дорог в той же Польше этого нет. Наши польские коллеги подсказали нам интересный момент: наибольшее число наездов на велосипедистов в ближайших к границе городах совершают наши водители, которые просто не привыкли делить дорогу с двухколесным транспортом. Но это лирика. Не будем говорить, чьи правила лучше – наши или зарубежные. Они есть, с ними надо жить. Но есть категория людей, которые приезжают из деревни. Они как ездили по проезжей части, так и будут ездить. Второй момент – те, кто едет с грузом. С нашей инфраструктурой ты не проедешь с мешком картошки через весь город. Поэтому человек вынужден выруливать на проезжую часть. Что мы делаем со своей стороны? Информируем. Ездим по трое, улыбаемся, раздаем листовки. Проводим лекции в школах для детей, раздаем наклейки. У нас это обычно неформальные беседы с 15-20 учениками. Я вижу в этом определенный эффект.
Наводить мосты не будут. Будут расширять
«ВБ»: – В продолжение темы транспортной загрузки и бутылочных горлышек через реку. С появлением моста Западного обхода немного разгрузился тот же мост по Шевченко. Но все равно основная масса автолюбителей стремится на Шевченко. Почему?
В.Ф.: – Не знаю. Экономия топлива, наверное. При этом водители не учитывают, что, когда автомобиль попадает в затор, топлива расходуется больше.
В.Б.: – Одно время было очень много разговоров по поводу строительства еще одного моста – восстановления Суворовского или моста с Ленина через порт. Сейчас это как-то обсуждается?
В.Л.: – В ближайшем будущем – нет. Самый реальный мост, который появится в скором времени, – это путепровод Западного обхода. Он финансируется из республиканского, областного, городского бюджетов. И к 2019 году, ко Дню города, будет открыт. И тогда, поверьте, загруженность «Берестейского» моста возрастет в разы.
Кобринский мост в обозримом будущем закроется на реконструкцию.
В.Ф.: – Не стоит забывать о реконструкции Кобринского путепровода. Он будет расширяться. Первоначально планируется построить новую часть с четной стороны проспекта Машерова, одновременно эксплуатируя существующий путепровод, после чего организовать движение автотранспорта по вновь построенной части путепровода и приступить к реконструкции оставшейся «старой» части. В центр города это основная магистраль. Рассматривается вопрос о ее расширении до трех полос в каждую сторону. Конечно, есть подозрение, что могут возникать заторы на Машерова. Предполагается, что с путепровода будут съезды на боковые улицы Малую и Папанина.
В центре ситуация еще не критична
«ВБ»: – В центре Бреста очень узкие проезды, много улиц с односторонним движением. Изучается ли опыт других стран по разгрузке центральной части города? Например, идея перехватывающих парковок, когда человек оставляет автомобиль на подъезде к центру города, а дальше перемещается на общественном транспорте?
В.Л.: – Это вы еще во Львове не видели узких улиц! Там все сделано так, что в центр города попасть практически невозможно. Есть кольцо вокруг исторического центра, туда из районов доезжает общественный транспорт, который дальше передвигается по кольцу. Да, мы изучаем опыт того же Львова. Но пока ситуация не столь критична.
В.К.: – Наше население психологически не готово к перехватывающим парковкам. Я помню идею нашего главного архитектора сделать въезд в центр города платным, чтобы это стимулировало оставлять транспорт на парковках. По-моему, вариант неплохой, потому что у нас действительно маленький центр. А по поводу односторонних улиц соглашусь с коллегой – в городах той же Германии путаницы еще больше, еще и скорость ограничена 30 км/ч. А вот если бы те же парковки были платные, человек задумался бы о том, стоит ли лишний раз пользоваться автомобилем. Может, лучше пересесть в троллейбус?
В.Л.: – Мы анализируем пассажиропоток в общественном транспорте. И хочу сказать, что последние пять лет он ежегодно снижается на 5-8 %.
В.Ф.: – А мы проводили мониторинг использования платных парковок и стоянок. В среднем они были загружены на 40-60 %. Некоторые стоянки в центре города вообще загружены процентов на 20. Люди экономят.
Парковка в центре города – тема болезненная и риторическая…
В.Б.: Можно понять логику автомобилиста – зачем мне ставить авто на платной стоянке, если есть бесплатное место. Но есть и другой аспект – на той же Пушкинской автомобили всегда стоят неправильно, «ёлочкой». Кроме того, не соблюдается правило 15 метров от перекрестка…
В.Ф.: – Перед пешеходными переходами мы поставили сигнальные столбики, чтобы обеспечить минимальную нормативную видимость перекрестка. А что касается «ёлочки», то в силу нехватки парковочных мест приходится идти на такой консенсус.
В.Б.: Но есть и другой пример – Орджоникидзе, где взяли кусок дороги, отрисовали парковки – и все. Без столбиков обошлись.
В.Ф.: – Да, где есть такая возможность, мы так делаем. На Пушкинской возле Следственного комитета, например. Планируем такие парковки организовать на Советской Конституции, Луцкой, рассматривается также и ул. Стафеева. На таких улицах, где достаточно ширины проезжей части, чтобы можно было обозначить парковочные места и при этом оставить двухстороннее движение либо прежнее количество полос, мы планируем внедрять такой способ парковки автотранспорта. Но у нас есть такие автолюбители, которые и разметки-то не сильно придерживаются. Поэтому мы с коллегами сходимся во мнении, что нужно конструктивно выделять те же островки, создавать физическое препятствие водителю.
В.Б.: А вот, кстати, планируется ли в Бресте отдельная полоса для общественного транспорта?
В.Ф.: – Рассматривался этот вопрос, но пока не видим, чтобы это было целесообразным. У нас нет такой острой проблемы.
В.Л.: – Был вариант сделать выделенную полосу на Московской. Но там действительно нет заторов, чтобы это решение было оправданным.
«У брестчан мышление автомобилистов»
Светофор на этом переходе появится в 2017 году – решение окончательное.
В.Б.: – Недавно обсуждалось, что на переходе на площади Ленина будет установлен светофор. Идеи с подземными переходами в городе совсем не находят отклика?
В.Ф.: – Насколько мне известно, в Бресте высоко залегают грунтовые воды, поэтому нужно сразу предусматривать строительство станций откачки воды. Это значительно удорожит проект. Но мы не против строительства таких переходов и считаем, что их нужно внедрять.
В.Л.: – На площади Ленина светофор точно будет. А вот «зебру» рядом с театром мы в скором времени уберем. Этот переход не очень загружен, но при этом создает определенные проблемы для городского общественного транспорта. Наша цель – все пешеходные переходы на Ленина и Машерова сделать регулируемыми.
В.К.: – Про подземные пешеходные переходы хочу сказать, что они очень неудобны. Для колясок, велосипедов, для пожилых людей. С другой стороны, я понимаю, что у нас мышление автолюбителя. Ведь автомобиль – это личный выбор. Это повышенный комфорт. Но не обязаны все жители города создавать комфортные условия для тех, кто пользуется общественным транспортом. Потому что городские улицы не принадлежат человеку с автомобилем, они принадлежат всем. А мы же пытаемся все сделать в угоду автомобилисту. Но от этого их меньше не станет. Даже если создать 15-полосную дорогу, автомобилей будет становиться все больше.
Рутинные будни транспортной перестройки.
В.Б.: В завершение беседы – лирическое отступление. Раньше Брест считался «зеленым городом». Сейчас этого не скажешь. Есть ли возможность вернуть нам этот статус?
В.Л.: – Старого Бреста, увы, уже не вернешь. Но в новых районах постоянно создаются зеленые зоны. Просто деревья пока не выросли. В 1980-е годы та же Ковалевка представляла собой голое поле и песок. Там только строились новые дома. Но теперь и там появляются зеленые участки. В новом микрорайоне заложили Парк тысячелетия. Но ему еще предстоит вырасти.
В.К.: – То, что будет через 15-20 лет, зависит только от нас. Поэтому будущее нужно создавать уже сейчас. Например, есть идея сделать пешеходной еще и Пушкинскую. Что касается велолюбителей, то сейчас мы разрабатываем долгосрочную программу развития велодвижения. Все можно решить сообща. Поэтому у меня есть пожелание – нужно разработать механизм взаимодействия властей, ГАИ и общественности. Часто наш потенциал не задействован потому, что такого механизма нет. Поэтому мы – за диалог.
В.Б.: Что ж, надеемся, сегодня диалог у нас получился. Спасибо за то, что пришли, и за обсуждение.
Дмитрий ШИФЕРШТЕЙН,
Катерина БОГДАНОВА
Фото Оксаны КОЗЛЯКОВСКОЙ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.