Коллектив ведет исторический счет с создания предприятия в 1945 году. Спустя год с небольшим после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков было сформировано Брестское авиаподразделение спецприменения и местных воздушных линий. Руководить структурой пригласили фронтового летчика Василия Васильева. Счет нового времени в истории Брестского аэропорта пошел, когда в Бресте приземлились самолеты По-2. Так на северной окраине города на Каменецком шоссе, 10 (с 1975 года – улица Лейтенанта Рябцева), было положено начало деятельности современного Брестского аэропорта.

Полет из Брест-Литовска
Тем не менее, последние 80 лет – «новое время» в истории авиации Бреста. Дело в том, что наш город считается колыбелью развития авиации России. В 1885 году в Санкт-Петербурге была создана первая в российской армии специальная воинская часть «Кадровая воздухоплавательная команда». Осенью того же года под Брест-Литовском прошли первые войсковые маневры с участием воздухоплавательных аппаратов. Само Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение сформировали 18 декабря 1901 года. Спустя шесть лет оно было переформировано в батальон.
Историки утверждают, что первые испытания воздушной авиации на территории современного Союзного государства проходили одновременно в Санкт-Петербурге и Брест-Литовске. В 1912 году в нашем городе был сформирован Брест-Литовский крепостной авиационный отряд, на вооружении которого состояли 6 самолетов французского производства. В источниках находим и такой интересный факт: после воссоединения Западной Белоруссии с БССР на бывшем польском военном аэродроме в Бресте приземлялись почтово-пассажирские рейсы из Минска, Барановичей, Пинска.
Авиарейс «Брест-Ружаны»? Было
После окончания Великой Отечественной войны в СССР обратили внимание на развитие гражданской авиации, которая создавалась преимущественно из расформированных авиаполков. 30 августа 1945 года секретарь Брестского обкома КП(б)Б М.Н. Тупицын и заместитель по политической части начальника ГУГВФ генерал-лейтенант авиации И.С. Семенов направили письмо в ЦК ВКП(б) и начальнику ГУГВФ маршалу авиации Ф.А. Астахову с предложением организовать аэродром гражданского воздушного флота в Бресте.
В 1945 году был сформирован 253-й авиационный отряд специального применения в народном хозяйстве. В первые послевоенные годы здесь работали фронтовики. В их числе – штурман Гертруда Терентьевна Олехнович, которая в 1967 году в составе женских экипажей участвовала в дальних перелетах Москва-Магадан, Симферополь-Южно-Сахалинск. Интересно, что в 1946 году всем желающим предлагались полеты из Бреста в районы – Пружаны, Ружаны, Домачево, Дивин.
Со временем в Брестском аэропорту стали выделять отдельные подразделения: санитарная авиация, лесопатрульная, сельскохозяйственная. В составе аэропорта работала областная станция санитарной авиации – самолеты вылетали по срочным вызовам, доставляя врачей областной больницы в Ивацевичи, Пружаны, Шерешево… Известно, что за первое полугодие 1952 года самолеты доставили в районные центры и отдаленные населенные пункты области 67 кг консервированной крови.

Аэропорт нового времени
Знаковым для Брестского аэропорта стал 1955 год, когда был введен в эксплуатацию новый аэровокзал. Воздушная трасса Брест-Минск стала одной из главных транспортных артерий Союза, продолжали развиваться местные воздушные линии. Еще спустя два года открылась новая регулярная авиалиния Брест-Минск-Москва. Источники свидетельствуют, что в 1961 году из Брестского аэропорта летали пассажиры в Москву, Киев, Львов. Всего пилоты перевезли тогда более 10 тысяч пассажиров.
В 1963-м была произведена крупная реорганизация служб: создано Брестское объединенное авиапредприятие, в которое вошли летные и наземные службы. Это позволило удешевить содержание административно-управленческого аппарата, сделать работу аэропорта экономически эффективной.
В 1960-1970-е годы на грунтовую полосу Брестского аэропорта стали садиться Ил-14, Ан-24. Аэропорт выполнял 11 рейсов в день. Спрос на авиаперевозки стремительно возрастал. Поэтому в начале семидесятых появилась необходимость строить в Бресте новый аэропорт. На первом же этапе создания проекта инициаторы учитывали близость западной границы. На всех уровнях было решено не скупиться и обосновать в Бресте один из лучших аэропортов СССР. Задание на проектирование получил институт «Брестгражданпроект» (главный инженер проекта А. Астафьев). В строительстве объектов нового аэропорта принимали участие специалисты из Москвы, Ленинграда, Киева, Куйбышева и других городов.
Новая взлетно-посадочная полоса длиной 3 км и толщиной 1 метр 30 июня 1976 года впервые приняла мощный реактивный пассажирский лайнер Ту-134А, который доставил в Брест членов государственной комиссии по приемке объекта во главе с начальником Белорусского управления гражданской авиации Д.Г. Глущенко.

Дотянулись до Бангкока и Владивостока
Из нового аэропорта вылетали лайнеры в 15 городов СССР – Москву, Одессу, Симферополь, Запорожье, Минеральные Воды, Киев, Кишинев и другие крупные города. Рейсы на Москву стартовали по несколько раз в сутки. В 80-е годы билет в Гродно на самолете Ан-2 стоил 7 рублей. Дальние маршруты обслуживали комфортабельные лайнеры Ил-62, Ту-134, Як-40. Билет до Киева стоил 15 рублей, Кишинева – 22 руб., Симферополя – 30 руб. Один из дальних рейсов – в Минеральные Воды (протяженностью 1800 км) выполнял самолет Ту-134, билет пассажиру обходился в 37 рублей.
15 октября 1986 года был построен самый модный по тем временам аэровокзал «Брест» с пропускной способностью 400 пассажиров в час. Сооружение стало вторым после Ленинградского, где была решена проблема разведения потоков прилетающих и отлетающих пассажиров.
В декабре 1990 года грузовым самолетом Ил-76 был выполнен первый международный рейс по трассе «Бангкок-Брест». Этот год в истории предприятия имеет особое место – наблюдался пик загруженности аэропорта: 340 тысяч пассажиров воспользовались его услугами. Между тем, остались сведения, что потребности пассажиров в перелетах из Бреста в этот период удовлетворялись только на 57 %. В 1991-м в нашем городе открылись новые рейсы, в том числе самые протяженные линии «Аэрофлота» Брест-Челябинск-Новосибирск-Чита-Владивосток. Брестские летчики выполняли полеты в народном хозяйстве во всех регионах СССР, появилась и новая услуга – прогулочные полеты на вертолете, доставка грузов и пассажиров в любой населенный пункт области.

«Брест» как международный аэрохаб
Развал СССР серьезно ударил по гражданской авиации. Многократно повысившиеся тарифы на авиаперевозки стали малодоступными для населения и организаций. Из-за низкой рентабельности закрылись рейсы на Киев, Сухуми, Иркутск, Ташкент, Симферополь… Сократилась частота рейсов на Москву, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону. Однако в мае 1993 года аэропорт «Брест» получил право на международные полеты. Появились службы, которые обеспечивали пограничный, таможенный и другие виды контроля. Началось обслуживание транзитных рейсов зарубежных полетов, включая такие страны, как Германия, Словакия, Польша, Республика Корея, Таиланд, Италия, Болгария и другие.
В эти годы аэропорт имел воздушную гавань с 10-ю городами России, авиалайнеры летали в Баку, Тбилиси, Ереван. Но после экономического взлета случился кризис, и в 2001 году аэропорт «Брест» присоединили к РУП «Белаэронавигация».
С приходом крупной авиакомпании в Брест удалось обновить оборудование, сделать ремонт исторического здания аэропорта. И к 2011 году жизнь на взлетной полосе Бреста снова закипела. Летом-2011 из Бреста были отправлены 26 чартерных рейсов в Турцию, 9 – в Египет. В 2019 году почти 50 тысяч пассажиров летали отсюда отдыхать в Болгарию, Турцию, Тунис, Египет. Брестская воздушная гавань стала пользоваться большой популярностью у местных спортивных клубов. Футбольный клуб «Динамо-Брест» и гандбольный клуб «Мешков-Брест» регулярно пользуются услугами аэропорта. Наш аэропорт много раз принимал и правительственные самолеты с делегациями высокого уровня.

В города мира – «по воздуху»
Аэропорт «Брест» первой категории занимает площадь почти 170 га, на которой размещены около 100 зданий и сооружений. Взлетно-посадочная полоса длиной 2620 метров и шириной 42 метра позволяет принимать тяжелые авиалайнеры весом до 192 т и размахом крыльев до 51,9 м, а также вертолеты всех типов. Здесь могут приземляться и стартовать большинство воздушных судов III-IV классов (Ан, Ил, Ту, Як, Airbus, Boeing). Одновременно могут размещаться до 10 воздушных судов.
После некоторой паузы в апреле 2024 года в Бресте стартовала полетная программа в Москву. Поначалу регулярные рейсы отправлялись в российскую столицу 2 раза в неделю, через несколько месяцев открылся третий рейс, а в октябре того же года компания «Белавиа» решилась на старт четвертого рейса в неделю на Москву. Такой шаг себя полностью оправдал. Прямой регулярный рейс «Москва-Брест-Москва» стал популярным как у жителей нашего города, так и у туристов, представителей деловых кругов из РФ. За 9 месяцев текущего года на этих рейсах было обслужено более 21 тысячи пассажиров. До конца ноября 2025 года билеты по тарифу «ЛАЙТ» на московское направление ценой от 180 рублей проданы на 90 %.
2 апреля нынешнего года из аэропорта «Брест» после длительного перерыва вылетел первый самолет в Санкт-Петербург. Рейсы в северную столицу РФ выполняются дважды в неделю и демонстрируют высокий интерес у неорганизованных туристов. Брестчане охотно летают смотреть на прекрасный Питер, а жители Санкт-Петербурга стремятся увидеть пограничный Брест. За 9 месяцев на этих рейсах было обслужено более 7 тысяч пассажиров. Цена билета по тарифу «ЛАЙТ» стартует от 189 рублей.
Отлично зарекомендовал себя аэропорт и на чартерном направлении к морю. Последний чартерный рейс из Бреста в Анталию в нынешнем сезоне запланирован на 25 октября. Примечательно, что это дополнительный рейс, который был добавлен к 15-ти спланированным в начале сезона. На курорты Турции стартом из Бреста традиционно стопроцентная загрузка.
– Начатые в 2019 году переговоры по привлечению бюджетных авиакомпаний из-за рубежа в Брест сегодня значительно активизировались, – резюмирует начальник Брестского филиала УП «Белаэронавигация» Александр Докучиц. – Работа ведется не только с авиакомпанией «Белавиа», но и напрямую с различными авиакомпаниями России и других стран. При планировании регулярных авиасообщений с вылетами из аэропорта «Брест» мы делаем акцент на «стыковочные» рейсы в крупные аэропорты для возможной связи со многими городами мира «по воздуху».
Татьяна ШЕЛАМОВА
В тему: В Бресте родились прославленные летчики: полярный советский летчик, герой Советского Союза, генерал-майор авиации Илья Павлович Мазурук (1906-1989); Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Алексей Сергеевич Благовещенский (1909-1994); Герой Беларуси, подполковник Владимир Николаевич Карват (1958-1996).






Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.