Пользоваться богатствами образовательно-воспитательного проекта «Киноуроки» мы еще только учимся. Конечно, в России, где данная общественно полезная идея зародилась, она уже широко применяется в практической работе со школьниками. В Беларуси благонравные короткометражки, которых выпущено в свет уже 67, хорошо прижились в Новополоцке. Там система поэтапного показа и обсуждения всех лент этой серии налажена на уровне городского руководства.
Да и в целом в Беларуси проект «Киноуроки в школах мира» одобрен на авторитетном официальном уровне. Материалы проекта имеют положительное заключение экспертизы научно-методического учреждения «Национальный институт образования РБ», сами картины включены в государственный регистр фильмов и размещены на Национальном образовательном портале (adu.by). В марте 2022 года было принято соглашение о сотрудничестве между руководством Брестского облисполкома и российской некоммерческой организацией «Интелрост», которая занимается реализацией идеи воспитания детей и юношества средствами киноискусства.
За прошедшее от начальных договоренностей время отдельных показов того или другого киноурока в разных точках Бреста было предпринято немало. Но нужна система. Для достижения наилучшего воспитательного эффекта прокат картин должен вестись систематически и с соблюдением продуманных методических пунктов. То есть сразу после сеанса с участием опытного взрослого собеседника дети делятся свежими впечатлениями и участвуют в обсуждении затронутых на экране морально-нравственных тем. Далее для закрепления полученного эмоционального материала полагается предпринять какое-либо полезное дело, позволяющее проявить рассматриваемое в фильме качество на практике.
Короткометражки на вырост
И вот группа поддержки и воплощения проекта «Киноуроки» во главе с уполномоченным представителем центра «Интелрост» в РБ Дмитрием Чебуркановым приступила к постановке воспитательного детища на системную основу. Первый сеанс из задуманной серии прошел в просмотровом зале развивающего центра «ЛингваСпектрум» в конце октября. В небольшом зале насобирался довольно разновозрастной состав зрителей — от начальных классов до подростков старшей группы. Младшие зрители с удовольствием возлегали на образующих партер пуфиках, а «солидные» восьмиклассники терпеливо приготовились отдать дань вежливости пригласившей их стороне.
Идейно-нравственную прелюдию и дальнейший совместный с ребятами анализ увиденного талантливо провел аниматор массовых мероприятий Алексей Бойко. Стараниями профессионала обстановка была непринужденной, зрители представлены друг другу, главные раскрытые в киноленте человеческие качества сформулированы. Коллективному анализу была подвергнута незатейливая короткометражка «Мандарин». В ней типичный маленький «очкарик» Тимофей хочет дружить с первой красавицей класса Кристиной, но она ведет себя с пренебрежительностью принцессы. Развитие сюжета представляет ее успех как преодоление гордыни, и почва для зависти ее мнимой «крутости» сменяется радостью прощения и счастьем дружелюбия.
Хотя фильмы киноуроков адресованы детям, их достаточно интересно смотреть и взрослым. И потому, что при всей простоте сняты эти творения на удивление талантливо, и так как приятно наблюдать замечательную игру непрофессиональных «артистов» детского возраста. Мастерство, с которым режиссер проекта Елена Дубровская добивается от исполнителей ролей этой искренности и естественности, – на грани высшего пилотажа. Да и чувства, которые кипят в среде малолетних героев, – в основном те же, что и у взрослых. Как сказала одна мудрая учительница, «нам не надо приседать на корточки, дети – уже люди, только с другим опытом». В базе уже отснятых и еще снимающихся картин воспитательной серии насчитывается 99 человеческих качеств, достойных стать примером для подражания. Тут и терпимость, и великодушие, и деликатность, и твердость со стойкостью, и выносливость, и т.д, и т.п.
Полный вперед!
Как говорит Дмитрий Чебурканов, для налаженной системы демонстрации киноуроков желательно собирать аудиторию у киноэкранов примерно раз в неделю. Первый опыт в зале частного клуба оставил вопросы к качеству изображения, к местам для зрителей и к самой вместимости зала. Значит, для проекта государственной важности было бы логично подобрать добротный городской просмотровый кинозал. Почему-то пока не проявляет заинтересованности руководство кинотеатра «Беларусь», хотя стараниями Дмитрия Вячеславовича с его деловыми предложениями дирекция была ознакомлена.
При этом подбор кинолент для детского проката в том же главном брестском кинотеатре иногда сильно желает лучшего. Недавний показ младшим школьникам американской ленты «Воображаемый друг» вызвал возмущение педагогов неразборчивостью прокатчиков. Помимо сомнительного содержания учителя обнаружили, что в оригинале эта картина помечена рекомендацией смотреть ее детям только в присутствии родителей, так много там мотивов смерти и печали. А у нас подобные перлы беспрепятственно проходят на экран с безликой меткой «6+».
К счастью, варианты достойного отношения к душеполезному просмотру в перспективе имеются. Например, парад киноуроков весьма гармонично вписался бы в просмотровый кинозал ДК профсоюзов. Эту идею директор учреждения Светлана Семашко встретила словами: «Пока не вижу проблем, давайте обсудим».
Тамара ГЛУЩЕНКО
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.