Приближается день выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва и в местные Советы депутатов двадцать девятого созыва. Сейчас претенденты на депутатские мандаты шлифуют личные предвыборные программы, с которыми будут выходить на встречи с избирателями. Другими интересами живут нынешние депутаты, заявившие о завершении своих парламентских биографий с целью заняться иными нужными делами. В числе последних и депутат Палаты представителей шестого и седьмого созывов от Брестского-Западного избирательного округа № 1 Л.Г. Брич. С ним встретился наш корреспондент.
Что сегодня в приоритете, Леонид Григорьевич? Слышал, что Вы решили оставить свой депутатский портфель?
— Пожалуй, портфель останется при мне: он же ношеный (улыбается). А забот, в общем-то, хватает. В приоритете – завершение начатых дел, доработка различной документации, чтобы мой преемник, который после февральских выборов будет в парламенте представлять интересы избирателей, проживающих на территории Ленинского района Бреста, мог оперативно включиться в жизнедеятельность Палаты представителей. В том числе передам ему список наказов, выполненных не до конца, хотя, надеюсь, мне удалось оправдать надежды многих своих избирателей. Необходимо также провести запланированные встречи, поблагодарить за активное сотрудничество партнеров, коллег, руководителей трудовых коллективов, с которыми контактировал во время депутатства. А после этого пожму новому депутату руку и пожелаю ему успешной работы!
Вы сказали о наказах избирателей… Много их приходило к Вам на личные приемы?
— Я считаю, что много: за два созыва – более 400 человек. Помимо этого, просьбы и пожелания высказывались и на встречах в трудовых коллективах, в ходе различных мероприятий, в письменных обращениях, на прямых телефонных линиях (в период пандемии коронавируса). Некоторые из них касались общих проблем района или каких-то кварталов, другие – личных дел заявителей. Были и такие, что требовали вмешательства городских, областных и даже республиканских органов.
До сих пор помню, например, просьбу пенсионерки О.М. Юрашевич. Она одной из первых записалась ко мне на прием в декабре 2016-го и обозначила вопрос, которым пришлось заниматься, по сути, весь депутатский срок – пока не вышел Указ Президента республики от 30.05.2023 № 155. Ольга Михайловна попросила разобраться: почему за природный газ, используемый на отопление жилого дома в садоводческом товариществе (СТ), размещенном в черте Бреста, нужно платить в 3 с лишним раза больше, чем в соседних домах, зарегистрированных в городе? Ответа у меня не было, и я пообещал изучить поднятую проблему.
Изучение показало, что, действительно, размер оплаты газа серьезно разнится в зависимости от того, где дом зарегистрирован: в населенном пункте или в СТ? Как устранить это, на первый взгляд, нелогичное несоответствие? Оказалось, что проблема упирается в экономику. И тогда я решил задать поставленный ветераном труда вопрос Президенту республики. Это произошло в апреле 2017 г. во время Послания главы государства народу и парламенту. А.Г. Лукашенко поручил главе Администрации Президента, премьер-министру и мне представить предложения по решению непростой задачи. А поскольку это зависело от нескольких республиканских ведомств, правительство приняло промежуточный вариант: Постановлением от 29.06.2018 № 510 неработающим пенсионерам и гражданам льготных категорий, проживающим в дачных домах, оплата природного газа была установлена на уровне оплаты его потребителями населенных пунктов.
Вот такая история. Кстати, это не единственный пример того, как просьбы избирателей вынуждали заниматься ими на очень высоком уровне.В частности, по моим депутатским запросам в Указ главы государства от 16.12.2013 № 563 были внесены изменения, которые упорядочили формирование льготной очереди для получения жилья в областных центрах, а в Указ от 22.12.2018 № 488 включена норма о компенсации затрат участникам финансирования строительства сетей водопровода и канализации за счет подключения новых потребителей.
Но, конечно же, львиная доля просьб избирателей выполнялась и – уверен! – будет выполняться с помощью местных властей. Скажем, в 2019 году по моему предложению, поддержанному горисполкомом, областной исполком принял решение, по которому семьи, воспитывающие детей-инвалидов, стали включаться в льготную очередь на строительство жилья с господдержкой – наряду с многодетными семьями. С тех пор квартиры получили многие десятки таких семей.
Я благодарен администрации Ленинского района, руководству Брестского горисполкома за всемерную поддержку, внимательное рассмотрение моих ходатайств, вызванных обращениями избирателей, по выполнению ремонта, в том числе капитального, нескольких жилых домов, благоустройству ряда дворовых и придомовых территорий, ремонту и асфальтированию улиц в кварталах старой застройки.
У меня есть основания полагать, что многие жители Ленинского района благодарны Вам за оказанную помощь. В частности, на днях пришлось разговаривать с одной женщиной (чтобы не напоминать о трудных для нее временах, не буду называть фамилию: уверен, Вы ее знаете!), которая сказала, что никогда Вас не забудет! По ее словам, прежде чем решилась ее многолетняя жизненная проблема, Вы не раз писали в разные судебные инстанции, включая председателя Верховного Суда республики В.О. Сукало…
— Пожалуй, и я буду долго помнить ее. И очень рад, что, в конце концов, справедливость восторжествовала, и человек, уже разуверившийся в возможности добиться правды с помощью закона, снова обрел доверие к органам власти. Это большое дело! И я желаю ей счастья!
Конечно, Леонид Григорьевич, этот факт очень показательный и говорит о многом. Однако главная задача законодателей – все же разрабатывать и принимать хорошие законы, которые бы всем честным гражданам создавали условия и возможности для достойной жизни, а нечестных убеждали в том, что законы надо соблюдать. В парламенте седьмого созыва Вы возглавляете Постоянную комиссию по экономической политике. На Ваш взгляд, какие из подготовленных в содружестве с другими комиссиями законопроектов, впоследствии ставших законами, способны оказать наибольшее влияние на ускорение социально-экономического развития республики?
— Прежде всего, отмечу принятый в 2020 г. закон «Об изменении законов по вопросам контрольной (надзорной) деятельности», направленный на обеспечение системности и согласованности правового регулирования отношений в этой сфере, которое с тех пор на законодательном уровне способствует минимизации вмешательства контролирующих органов в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, смещению акцентов контроля с наказания в сторону профилактической работы.
Были разработаны и внесены существенные изменения в законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», «О занятости населения Республики Беларусь», «О мелиорации земель», «Об обращениях граждан и юридических лиц», «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», «Об основах транспортной деятельности», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь», а также в Хозяйственный процессуальный кодекс. Спектр проблематики, как видим, достаточно широк, и теперь законодательные акты, разработанные с учетом требований времени, способствуют улучшению функционирования государственного и хозяйственного механизмов.
В 2021 г. главными направлениями законопроектной деятельности комиссии явились подготовка законов «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» (его целями были повышение инвестиционной привлекательности нашей страны, в том числе путем создания дополнительных условий для защиты прав и имущественных интересов инвесторов, и укрепление позиций белорусского государства в переговорном процессе по присоединению к ВТО), а также «Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» (проведена корректировка положений закона «О свободных экономических зонах» в части передачи полномочий главы государства по изменению их границ Совету Министров республики. Это позволит ускорить процесс включения в границы СЭЗ наиболее востребованных территорий и реализацию новых инвестиционных проектов).
В 2022-2023 гг. разработаны законы «Об урегулировании неплатежеспособности» (созданы возможности для защиты прав предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, для снятия излишней нагрузки с судов и возложения координации процесса в процедурах банкротства на правительство республики, а также на местные исполнительные и распорядительные органы), «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» (предусмотрена оптимизация ряда процедур по подготовке и принятию решений о реализации проектов государственно-частного партнерства, уточнены полномочия комиссий по проведению конкурсов, компетенция правительства республики по определению порядка организации и проведения прямых переговоров, предложены меры по оптимизации функций и полномочий госорганов в сфере государственно-частного партнерства и др.), «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (принят в целях повышения эффективности системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития в соответствии с новой редакцией Конституции республики, гармонизации законодательств нашей страны и Российской Федерации в данной сфере). Современные реалии жизни более полно учтены в законах «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях», где закреплен комплекс мер, направленных на расширение инвестиционной активности субъектов хозяйствования за счет увеличения вариативности государственных инструментов поддержки этого вида деятельности, в том числе путем введения дополнительных гарантий и преференций, снижения рисков для добросовестных инвесторов, упрощения условий работы с инвесторами, желающими реализовать инвестиционные проекты в регионах, «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который разработан в целях совершенствования порядка осуществления госзакупок, в т. ч. уточнены и расширены полномочия Совмина в части применения преференциальной поправки и др., закреплены нормы, направленные на дальнейшую цифровизацию, совершенствование и оптимизацию процедур госзакупок, а также на исключение недобросовестного посредничества и иных злоупотреблений при участии в закупках и др., «О применении специальных ограничительных мер» (закреплены механизмы оперативного введения точечных ответных мер экономического характера (ответных санкций) на недружественные действия иностранных государств, установлен порядок принятия соответствующих решений, способствующих обеспечению защиты национальных интересов, а также экономической безопасности Республики Беларусь и т. д.).
По объему законов и их направленности чувствуется, что Вы и Ваши коллеги поработали серьезно. Дай Бог, чтобы принятые законодательные акты принесли пользу нашей республике и нашим согражданам! А скажите, остались ли у Вас какие-то нереализованные идеи, или все, что планировали, удалось осуществить?
— Такие идеи остались. И хотя они не напрямую касаются профиля нашей комиссии, но отношение к ней, как и ко всем другим комиссиям, имеют самое непосредственное.Хочу надеяться,что имизаинтересуются новые депутаты, и поэтому озвучу хотя бы пару из них.
Вот первая. Считаю, настало время усилить государственную помощь молодежи, вступающей в самостоятельную жизнь после службы в армии, окончания средних специальных и высших учебных заведений, начиная с выделения льготных кредитов на покупку (строительство) жилья и обзаведение имуществом. Ведь не зря говорится, что инвестиции в молодежь – это инвестиции в будущее. Чем скорее мы займемся этим делом, тем скорее проявятся желаемые результаты.
Заботой о завтрашнем дне республики пронизана и вторая проблема, волнующая многих наших сограждан. Это проблема неуплаты нерадивыми родителями алиментов на содержание малолетних детей. Действующим законодательством предусмотрены рычаги понуждения горе-родителей к выполнению их обязанностей – вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Однако осуждение злостных неплательщиков к срокам в колониях проблему не решает, поскольку, хотя наказание и состоялось, в подавляющем большинстве случаев потерпевшая сторона материальной компенсации не получает, и дети растут в условиях нехватки самого необходимого.
А почему бы, например, в качестве понуждения к уплате алиментов не применить временное ограничение права должника на выезд за границу, на пользование принадлежащим ему транспортным средством, предупреждение о возможном лишении лицензии на определенные виды деятельности, обращение принадлежащего ему недвижимого имущества в счет погашения задолженности, то есть в собственность ребенка? В отношении должников перед субъектами хозяйствования или государством такие меры применяются, так почему их не распространить и на тех, кто нарушает права юных граждан?
Что хотели бы пожелать тем, кто придет на смену, так сказать, Вашему призыву?
— Я уже говорил, что своему преемнику крепко пожму руку и пожелаю успехов в работе на благо родной страны. Такое же пожелание адресую и всему депутатскому корпусу. А прежде всего, желаю им крепкого здоровья, уважения к своим избирателям, умения видеть жизнь и стремления делать ее лучше!
Беседовал Петр ТИШУК
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.