Продолжаем знакомить читателей с суждениями известного детского психолога, российского автора бестселлеров по воспитанию Ирины Яковлевны Медведевой, которые будут интересны и полезны педагогам и всем родителям.

Чтобы недостаток превратить в достоинство
Психоэлевация – так называется наша методика. Это авторский термин, созданный одновременно с методикой вместе с моим соавтором и коллегой Татьяной Львовной Шишовой. Психо – душа, элеваро – подниматься, возвышаться. То есть психоэлевация – буквально возвышение души. Это основной принцип нашей работы — повышение уровня личности, когда профессионал не ломает характер ребенка, а преображает его.
В ходе многих лет профессиональной деятельности мы пришли к тому, что в работе с ребенком нужно исходить из заданной натуры и ее возвышать, а если конкретнее – постараться возвысить основной недостаток ребенка до ранга достоинства, убрав безобразные крайности, т.е. самые акцентуации, которые мешают ребенку жить.
Как изменить натуру ребенка
Гиперзастенчивого мальчика можно сделать буквально неузнаваемым. Педагогика часто оказывается сильнее генетики! Можно его сделать не просто общительным, а душой компании. Только делать этого не нужно, потому что у него природа другая. Пусть он будет скромным. Скромность – его достоинство в рамках заданной натуры.
А если он трус, если у него заячья душа и он всего боится? Или не всего, но боится темноты в том возрасте, когда обычные дети не страшатся оставаться ночью в своей комнате? А он не может с этим жить – страх больше его. Можно его сделать героем? Можно, но не нужно – у него другая натура, и такого тонкого мальчика не стоит отдавать в суворовское училище, ориентировать на военную карьеру, он другой. Назначьте его осторожным.
А бывают дети-жадины. У невротика вообще очень пессимистичная натура. В частности, ему кажется, что у него благ меньше, чем у всех, и все, что есть, – хуже, чем у других, жизнь его обделила, недодала ему. «Вот у всех такие игрушки прекрасные, а у меня совсем не то. Мальчик, который сидит со мной за партой, такие вкусные бутерброды приносит, а у меня не такие». Кроме того, ему кажется, что в отличие от других детей у него нет собственности. Какая там у ребенка особая собственность, но ему кажется, что у него меньше, чем у всех, и поэтому ему очень трудно делиться. Можно такого ребенка сделать щедрым и даже расточительным? Можно, но не нужно. У него другая натура, сделаем его бережливым.
Шут или царь
Ребенок-шут приводит неопытного педагога в ужас, учитель идет в класс на ватных ногах. И не зря: он заранее знает, что урок будет сорван. В то же время справиться с таким сорванцом очень просто: всего-то нужно знать, что в подавляющем большинстве случаев ребенок-шут парадоксальным образом гиперзастенчив. При этом у него есть театральные таланты, развито чувство юмора, он хороший пародист. Но главная черта – гиперзастенчивость.
Гиперзастенчивому кажется, что все смотрят на него, но смотрят отрицательно: осуждают. Или смеются, что еще хуже. И одна эта мысль так оскорбляет ребенка, что он от своей гордости сам на себя вызывает смех, чтобы это не другие делали, а он сам. Сам становится начальником смеха над ним. Таков механизм развития этого невроза.
Решить проблему поведения такого ребенка очень просто. Его нужно вызвать на тайный разговор и попросить, например, чтобы он подготовил к следующему уроку какую-то тему в театрализованном виде. Через неделю учитель приходит на урок и говорит: сейчас, ребята, вы кое-что увидите. Ну-ка, Петя, покажи нам Петра Первого! И шутовство кончится на этом.
Не так это все сложно и не так много времени занимает. Но, конечно, важно быть в союзе с родителями. После первого успеха надо поговорить с папой, с мамой, посоветовать дать ребенку возможность как-то творчески проявить себя: например, устраивать домашние концерты, когда приходят гости. Конечно, давая гостям поесть и попить. Потому что иногда бывает крайность: гости приходят, чтобы со взрослыми пообщаться, а ребенок весь вечер показывает себя. Это вредно. Надо поставить временные рамки, помочь сделать пригласительные билеты и т.д. То есть шутовство важно возвысить и перевести в другое русло. Ребенок почувствует, что может выступать, и выступать хорошо. И будет это делать, помогая учителю или скрашивая досуг семьи, а не срывая уроки.
Конспектировала Юлия ЛОГАШЁВА
Продолжение следует
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.