Брестчанка Алевтина Сергеевна (имя изменено), у которой не осталось близких родственников, решила заказать себе памятник. За этим она обратилась к ИП Моисеенко, который обещал сделать все быстро и качественно, всего за 2000 рублей. Главным условием была стопроцентная предоплата. Недолго думая, пенсионерка согласилась и отдала всю сумму целиком. Когда подошел срок забрать заказ, предприниматель просил еще немного подождать… потом еще и еще…
Всякий раз у него находились какие-то отговорки: то он болел, то материал вовремя не завезли, то инструмент пришлось ремонтировать, то рабочий ногу сломал. В результате прошло восемь месяцев вместо оговоренных двух, после которых памятник должен быть полностью готов и отдан заказчице.
Пользуясь своим правом бесплатного иска, Алевтина Сергеевна обратилась в суд и выиграла. Вот только деньги ей пока никто не вернул. Таких, как она, в Бресте десятки, если не сотни. В отношении лишь одного вышеназванного ИП составлено восемь исков, на общую сумму более 20 тысяч рублей. Все они рассмотрены судом Московского района Бреста в пользу потерпевших. С ответчика, однако, как с гуся вода: конфисковать у него нечего, чтоб хотя бы компенсировать ущерб истцам.
— К сожалению, многие люди по-прежнему ведутся на голословные обещания т.наз. предпринимателей, которые потом легко обманывают своих жертв. С ними, как правило, не заключают никаких письменных соглашений, при этом требуют предоплату. Заманивают нередко более дешевой ценой, красивыми фото, непонятно кем и где сделанными. И люди в большинстве случаев верят мошенникам, — отмечает судья суда Московского района Бреста Анастасия Бразинская.
По ее словам, в последнее время судьям приходится все больше рассматривать дел, связанных с защитой прав потребителей. Обратившимся сразу же следует пояснить, что закон в таких случаях требует досудебного рассмотрения. То есть, сперва заказчик товара или услуги, чьи права потребителя были нарушены, должен составить претензию к исполнителю. Если тот не отреагирует в установленный законом срок, только тогда потерпевший может обращаться с иском в суд.
В большинстве случаев, как показывает практика, суды, действительно, выносят решения в пользу истца. Другое дело, что исполнение таких судебных решений зачастую затягивается на месяцы и даже на годы. Пример с ИП Моисеенко – лишь один из них, но весьма показательный.
Совет потребителям: при оформлении заказов ознакомьтесь с отзывами о данном ИП (юрлице) хотя бы в интернете; требуйте письменный договор и внимательно еще читайте. Если вас не устраивают, например, сроки, спрашивайте, нельзя ли их уменьшить. Сравнивайте ценники на данный вид услуги. Если она слишком занижена по сравнению с рыночной, это уже должно стать сигналом того, что вас хотят обмануть. В любом случае не соглашайтесь на 100%-ю предоплату, требуйте разделить платеж на большее количество этапов, по ходу выполнения работ – тогда вы рискуете меньше.
Если блюдо испорчено…
Десятки дел, связанных с защитой потребителей, рассмотрены в этом году только судом Московского района г. Бреста в отношении фирм, оказывающих услуги общепита. Наиболее частые претензии со стороны истцов – про некачественную, плохо приготовленную пищу.
— Например, когда одна женщина, заказавшая банкет в ресторане, осталась недовольна шашлыком — он был сухой и пережаренный. Там ей сперва пообещали скидку, а затем передумали и сказали оплатить заказ полностью. Она не доплатила и ушла. Тогда заведение подало на нее в суд, а она, в свою очередь, обратилась с встречным иском и выиграла. Заведение еще понесло дополнительные расходы: помимо госпошлины, вынуждено было заплатить истице 1000 рублей в счет компенсации морального вреда, — рассказала Анастасия Бразинская.
Совет потребителям: закон предусматривает письменное оформление заказов на услуги заведений общепита. Договор должен быть составлен как минимум в двух экземплярах и подписан заказчиком сразу после окончания мероприятия (банкета, фуршета и пр.). Подпись означает, что заказчик всем доволен и не имеет претензий к заведению. После этого он должен внести оплату. Если претензии все же возникли, нужно их оформить письменно. Не забывайте, однако, что заведение в случае несогласия имеет право провести экспертизу – если она выявит, что блюда приготовлены по технологии и в соответствии с СТБ, заведение вправе взыскать с вас стоимость экспертизы.
Брак стоит дорого
Еще одна хит-причина поданных исков из-за нарушения прав потребителей – некачественный ремонт (отделка) помещений. Чаще всего судятся с плиточниками, что в целом понятно – их услуги стоят недешево, к тому же использованный материал, как правило, тоже дорогой, приходится снимать и выбрасывать.
Совет потребителям. Согласно закону, при укладке плитки вы можете составить с исполнителем подробный договор с детальной раскладкой рисунка и цветовой гаммы – тем самым, обезопасите и себя, и мастера от возможных проблем. Практика, однако, показывает, что так поступает не более 10% заказчиков. А зря!
Совет исполнителям. Правило первое: взяв любой заказ, делайте работу качественно, как для себя. Правило второе: если все же накосячили, лучше устраните брак, или верните деньги, не заставляя потребителя обращаться в суд. Судебные издержки могут обойтись вам по факту в 5-10 раз дороже заявленной суммы иска.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.