Дважды в этом году «Вечерка» обращалась к теме движения на тротуарах. Люди устали от того, что нас эти уличные «каскадеры» обкрадывают на полноценное чувство свободы. Доводилось слышать много одобрительных и положительных откликов. Но только не от тех, от кого это порядок зависит. Вот о чем писала наша журналистка Тамара Глущенко в сентябре:
«Если у человека есть выбор, по какой из центральных улиц пройти по оси север-юг, он выберет улицу Советскую. Особая бурлящая энергетика этого места была бы еще притягательнее, если бы не одно «но».
Как ни парадоксально, пешеходная улица аварийно опасна как раз для пешеходов. Несмотря на то, что уже больше года на ней красуются запрещающие проезд на велосипеде знаки, двухколесные наездники колесят как ни в чем не бывало. Редкий законопослушник спешится и ведет своего «ослика» рядом. Немногие всадники рулят вменяемо, держась от прохожих на должной дистанции. При этом особо выделяется контингент, занимающийся экстремальным скоростным маневрированием, как будто под девизом «обойди препятствие». Препятствие – это, конечно, поневоле поставленные в эту ситуацию рядовые прохожие. На пешеходной улице, и без того суженной многочисленными выносными площадками, с каждым годом увеличиваются людские потоки. Ощущающие свою безнаказанность велосипедисты самоутверждаются в ловкости, совершенно не смущаясь риском, которому подвергают обгоняемых ими людей.
Не отстают от велосипедных «каскадеров» и гонщики на самокатах. Возмутительные кульбиты лихачей очень похожи на банальное хулиганство, прохожим они явно отводят роль заложников. Как будто мы должны передвигаться строго по струнке, не совершать никаких внезапных телодвижений и строго контролировать в фиксированной траектории своих детей. Неосторожный шаг в сторону чреват аварией». И это касается не только Советской, но и Пушкинской, Маркса, Машерова и других улиц в центре и микрорайонах.
В другой статье мы приводили убедительный довод, как власти Парижа провели референдум по вопросу, не считают ли горожане правильным вообще запретить движение самокатов на тротуаре? И как показали результаты опроса, 89 % жителей одобрили запрет. Как итог, с 1 сентября несметное поголовье сдаваемых в аренду самокатов с парижских улиц исчезло начисто. А, собственно, что мешает провести подобный референдум и в Бресте? Помнится, даже сам глава государства два года назад не исключал такой возможности для брестчан по не менее животрепещущему вопросу, хотя и ситуация на тротуарах касается всех живущих.
А недавно автор этих строк побывал в Варшаве. Так вот, 20 октября городская стража Варшавы (аналог нашей патрульно-постовой службы) получила право штрафовать велосипедистов и электросамокатчиков за нарушающую правила езду по тротуарам и пешеходным переходам.
Велосипедное движение за последний год в городе увеличилось на 11 %, растет и число гастрокурьеров. По подсчетам столичных чиновников, велосипедная сеть в Варшаве достигла 750 километров протяженности. Одновременно с этим практически замерло расширение инфраструктуры для велосипедистов – все простые и недорогие проекты уже завершены.
В этой ситуации многие велосипедисты в нарушение правил выезжают на тротуары, опасаясь пользоваться широкими проезжими частями, где передвигаются автомобили. Некоторые велосипедные дороги, даже самые популярные, резко обрываются на тротуарах.
А в Польше по тротуарам разрешено ездить лишь в том случае, когда ограничение скорости на проезжей части рядом превышает 50 км/ч – или когда в сопровождении находится ребенок в возрасте до десяти лет.
Примечательно, что в отличие от брестских порядков там отсутствуют проезды для велосипедистов на множестве перекрестков. Согласно правилам, необходимо слезть с двухколесного транспорта и провести его по зебре.
Вопреки введенным в 2021 году правилам, нередко пользователи электросамокатов и иных транспортных средств превышают допустимую скорость — НА ТРОТУАРАХ НЕЛЬЗЯ ЕХАТЬ НА САМОКАТЕ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ХОДЯТ ПЕШЕХОДЫ.
Прежде штрафы в таких случаях могла выдавать только полиция. Теперь таким правом наделили и городскую стражу. За нарушение запрета на движение по тротуару или пешеходному переходу страж может наложить штраф от 50 до 100 злотых (от 12 до 25 долларов). В свою очередь штрафом от 50 до 200 злотых (от 12 до 50 долларов) стражи теперь могут наказывать лиц, которые, не имея полномочий, управляют «немеханическим транспортным средством» на дороге общего пользования, в жилой зоне и в зоне движения. В эту категорию попадают в том числе велосипеды.
Впрочем, Париж далеко, скажут некоторые. И будут правы – где Брест и где Париж! Но что мешает направить брестского начальника ГАИ в командировку в ту же Варшаву? Может быть, после этого тротуары в Бресте перестанут быть местом опасности для пешеходов.
Владимир МУРАВСКИЙ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.