В октябре и ноябре появились новшества, которые уже повлияли или еще повлияют на потребителей. Главным остается внешний фактор, с него и начнем обзор ключевых экономических событий для рядового потребителя.
Разумеется, главной новостью стал резкий рост курса доллара и других валют. В течение года лучший курс продажи в банках то рос, то снижался, достигнув минимума 5 августа (3,09). Однако за последние 30 дней (к моменту написания статьи) он вырос на 5,5 процента, причем только с 9 ноября — на 4,8. Причин тому несколько.
Основная причина ослабления рубля — ситуация в России. Значительные суммы денег попадают на валютный рынок для закупки импортных товаров или туристических услуг. Россияне тратят гораздо больше, чем если бы они зарабатывали в обычных условиях, и это давит на курс.
Поскольку курс белорусского рубля привязан на 60 процентов к российскому, мы обречены следовать в его тренде. Боевые действия продолжаются, накачка российского денежного рынка, соответственно, тоже. Добавляет масла в огонь расширение санкционного списка OFAC Минфина США за счет 50 российских банков, в т.ч. Газпромбанка, что значительно усложнит расчеты за газ. А значит, поток западной валюты в Россию сократится еще больше.
Однако к российским причинам следует добавить и внутреннюю – новогодние праздники. Сейчас идет закупка товаров, которые мы будем есть, пить и дарить на Рождество и в Новый год. Поэтому белорусский рубль слабеет еще больше российского. Такое происходит с курсом каждый год. Главное, чтобы сейчас люди не сильно запаниковали и не побежали скупать валюту в обменники. После получения зарплаты. Пока же, чисто по наблюдениям, больше сдают.
Стоит ли ожидать адекватного курсу роста цен? На мой взгляд, не в ближайшие месяцы. Вероятнее всего, частично повышение будет «переложено» на прибыль предприятий, частично «поглощено» ростом зарплат, когда в феврале большинство получит её по новым расценкам. Если, конечно, российский рубль не преподнесет еще более неприятные сюрпризы.
Такси, такси, вези, вези…
Едва заработал реестр автомобильных перевозчиков, как тут же реализовались проблемы, о которых заранее предупреждали ряд экспертов рынка: в нем зарегистрировалось гораздо меньше водителей, чем работало ранее. Как следствие, при сохранении прежнего спроса время ожидания и стоимость поездки существенно возросли.
Кроме того, еще до 1 ноября часть водителей, как только появилась белорусская версия приложения ЯндексGo (а для оказания удаленно услуг диспетчеризации такси нужно свое приложение), стали прибегать к возможности отказа в обслуживании поступившего заказа, если его цена не слишком велика. И уже при повторном обращении в приложение клиент видит повышение цены из-за якобы повышенного спроса.
В принципе, ничего удивительного: Яндекс изначально таким образом учитывал влияние спроса при ограниченном предложении. Поэтому, когда число водителей упало, цены резко возросли. И главный вопрос: а почему они не хотят регистрироваться таксистами и работать дальше? Главные причины в том, что для работы в такси водителям нужно пройти специальные курсы и аттестацию, перейти на полноценный трудовой договор либо в статус ИП или даже юрлица, отделить свою машину от автомобиля, который будет работать в такси, оборудовав последний в соответствии с требованиями для таксомотора, в том числе в июле следующего года поставив платежный терминал для оплаты картами (для тех, кто не с Яндексом работает).
При этом на завершение смены и парковку машины отводится всего 20 минут. А что делать, если надо помыть машину или на СТО отогнать? Вызывать эвакуатор? Есть сильное подозрение, что разработчики новаций в области транспортных перевозок до сих пор считают, что такси должно быть как когда-то в СССР: крупные таксопарки со штатными водителями и диспетчерами, своими мойками и СТО.
А ведь рынок этих услуг до недавнего времени принадлежал в большинстве своем самозанятым со своим личным автомобилем, которые таксовали в качестве подработки. Яндекс же не выступает классическим диспетчером, а является площадкой, где таксист должен «встретить» своего клиента. Возврат в прошлое вполне возможен, как показывает практика. Но тогда стоит ли удивляться и возмущаться ценам? Ведь вернется в том или ином виде и классическое: «Командир, два счетчика!».
Пока же, видя трудности, государство пытается исправить ситуацию, частично облегчая недавно введенные обременения. Например, сократили сроки курсов повышения квалификации и перенесли сроки прохождения. Осталось еще вернуть право использовать таксомотор в личных целях водителя и разрешить этот вид деятельности для самозанятых вновь.
Часть водителей перешла в пока еще неурегулированный вид деятельности – перевозку малогабаритных грузов (сервис Доставка в том же Яндексе). Нет ограничений и требований к машине, водителю и т.д. Но есть один нюанс. Если попадутся такие граждане, которые вместо такси в Яндексе закажут доставку и попросят доставить куда-нибудь самого себя, следует отказаться (если тариф в Доставке не предусматривает сопровождение груза). Ибо доставлять можно только неживые предметы и приравненных к ним животных. А людей (даже в виде квадроберов) – нет.
Если же согласиться и попасться Транспортной инспекции, то только штрафом не отделаться. Поскольку это не нарушение ПДД, а незаконная предпринимательская деятельность, в наказание за которую в доход государства изымают весь полученный от такой деятельности доход, а также инструменты его извлечения. В данном случае автомобиль.
Сколько стоит дом построить, а потом и содержать
Тема жилищно-коммунальных услуг редко всплывала в медийном пространстве, но в ноябре все же «выстрелила». Изменения в оплате ЖКУ достаточно хорошо освещались, но носят они технический характер. Для большинства их потребителей все останется по-прежнему. А вот изменения в связи с новой редакцией Жилищного кодекса, который в январе заработает в полную силу, гораздо важнее.
В связи с этим в октябре правительство наконец определилось с порядком аттестации товариществ собственников и организаций застройщиков, которые захотят вести техническое обслуживание своих совместных домовладений самостоятельно. Установлено, что проводить её за отдельную плату будет учреждение образования «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком» при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РБ.
То самое, что аттестует в сфере ЖКХ всех: от домовых сантехников до руководителей товариществ и ЖРЭУ. Перечень требований небольшой: претендент должен иметь аттестованного и согласованного с местным исполнительным органом председателя, заключенные трудовые договоры с квалифицированными людьми (электриками, сантехниками, рабочими по комплексному обслуживанию зданий или инженерами) либо договоры подряда на оказание конкретных работ по техническому обслуживанию дома и закупленные для этих целей инвентарь, спецодежду и т.д. Учитывая, что сам этот центр находится в Минске и полноценных филиалов в областях не имеет, большой вопрос, как ему в 15-дневный срок подтвердить правдивость полученных данных. Но суть не только в этом.
Фактически условием аттестации является наличие в штате квалифицированных работников и их материальное обеспечение. Но дело не только этим ограничивается. Для таких штатных работников потребуется аттестация рабочих мест, которые дистанционными (в отличие, например, от рабочего места председателя правления) сделать вряд ли получится. Помимо всего прочего, таким штатным работникам в доме надо выделять отдельные помещения (не менее шести квадратов на человека). Здесь опять разработчики исходят из того, что обслуживание дома своими силами должно быть как в СССР: управляющая домом организация должна быть мини-ЖЭСом. Вопрос о том, во сколько это обойдется собственникам и нанимателям квартир в таких домах, даже не ставится.
Если чего-то из списка требований не хватает, товарищество собственников (организация застройщиков) аттестацию не пройдет. И тогда техническое обслуживание надо отдавать на аутсорсинг специализированной компании. Для чего, вероятнее всего (поскольку внятных официальных разъяснений еще не было), придется проводить конкурсную закупку на специальной электронной площадке с созданием конкурсной комиссии, ведением тендерной документации, заключением с победителем договора. Проблема в том, что большинство председателей товариществ собственников и организаций застройщиков имеют мало компетенций в области тендеров, обучающих семинаров практически не было, а ответственность за нарушение порядка может быть вплоть до уголовной. И не говоря уже о росте расходов, ведь проведение тендера не может быть бесплатным априори.
А если тендер не проводить, остается только заключение разовых договоров подряда на конкретные виды работ по техническому обслуживанию. Либо передать дом в обыкновенный существующий ЖЭС.
Марк АЗИМОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.