Осень жизни зачастую подкрадывается незаметно. В
пылу грандиозных планов по переустройству бытия резко наступает момент, когда
государство должно платить по счетам за доблестный многолетний труд. Провожая
человека, как у нас принято говорить, на заслуженный отдых, мы, пребывающие в
расцвете сил, порой не задумываемся, а будет ли обеспеченным этот отдых? Или
заработанная пенсия даст возможность лишь худо-бедно питаться да оплачивать
коммунальные услуги? О том, что наша пенсионная система нуждается в
совершенствовании, не говорит только ленивый. Но что думают об этом
законодатели? На вопросы «Вечерки» отвечает депутат Палаты представителей от
Бреста, заместитель председателя постоянной комиссии по труду и социальным
вопросам Лариса Богданович.
Накопить пока не получается
Лариса Николаевна,
как по закону происходит начисление пенсий? Часто приходится слышать нарекания:
дескать, зарплата была выше средней, а пенсия как у всех. Почему такая
уравниловка?
Система пенсионного обеспечения у нас является
распределительной, или солидарной. В основе ее лежит принцип солидарности
поколений, когда страховые взносы собирают с людей трудоспособного возраста, а
полученные средства распределяют среди старшего поколения. Финансовую основу
распределительной системы составляют обязательные взносы на пенсионное
страхование, которые аккумулируются в Фонде социальной защиты населения.
Сегодня пенсии в нашей стране получает более 27 процентов граждан – свыше 2,6
млн человек. Расходы на выплату пенсий составляют около 10 процентов ВВП (более
5 трлн руб. ежемесячно).
Пенсии по возрасту исчисляются с учетом стажа работы
и заработка. Периоды, в которых отсутствовал заработок и, соответственно, не
уплачивались взносы, пропускаются. Для того чтобы прошлые заработки
осовременить, исчисляется индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Он
показывает, как индивидуальная зарплата за период, выбранный пенсионером для
исчисления пенсии, отличалась от средней в республике. Умножая этот коэффициент
на сегодняшнюю среднюю заработную плату, вычисляем условный заработок, который
пенсионер получал бы сегодня. Далее к нему применяется внутреннее ограничение
(по регрессивной шкале) и внешнее (до четырехкратной средней заработной платы
работников), чтобы пенсии все-таки были разными и чтобы уложиться в имеющиеся
средства. В результате получаем заработок для исчисления пенсии. Пенсии по
возрасту назначаются в размере 55 процентов заработка за 25 лет для мужчин и 20
лет для женщин. Пенсия увеличивается на один процент заработка за каждый год
стажа сверх этих нормативных лет. Максимально учитываемый стаж – 45 лет для
мужчин и 40 лет для женщин, максимальный размер пенсии – 75 процентов
заработка.
Отмечу, что пенсионная система в рамках имеющихся
средств в большей степени заботится о пенсионерах, у которых была низкая
заработная плата. Так, замещение пенсией их прошлого заработка значительно
выше, чем у высокооплачиваемых работников: средняя пенсия по возрасту
составляет 40-42 процента средней заработной платы работников, высокие пенсии
замещают 15-18 процентов заработка, с которого они исчислены, а минимальные –
100 и более процентов.
Планирует ли
Беларусь по примеру других стран перейти на смешанную систему формирования
пенсий, с включением накопительного механизма?
В соответствии с общемировой практикой, более
высокий уровень материального обеспечения в старости формируется из нескольких
источников. Пенсионная система должна включать три компонента: государственную,
корпоративную, добровольно-накопительную. Такие подходы находят применение и в
нашей стране. Но пока что пенсионная система Беларуси основывается на
распределительной схеме. Элементы накопительной системы в ней присутствуют в
форме обязательного профессионального пенсионного страхования для работников,
занятых на производстве в особых условиях труда, где есть высокий риск потери
трудоспособности до достижения пенсионного возраста.
Существует возможность делать индивидуальные и
корпоративные добровольные дополнительные отчисления в накопительные схемы
частных и государственных страховых компаний, что позволит в будущем дополнить
государственные пенсии. Однако хочу обратить ваше внимание, что опыт стран
ближнего зарубежья показывает несостоятельность накопительной системы.
Возраст дожития не столь уж короткий
Сейчас у нас на
одного пенсионера приходится меньше двух работающих, и эти «ножницы» постоянно
сокращаются. Не настало ли время, на Ваш взгляд, постепенно поднимать возраст
выхода на пенсию?
Действительно, нагрузка на пенсионную систему
растет. Ожидается, что в 2015 году на 100 работающих белорусов будет
приходиться 60 пенсионеров, а в 2020-м эта цифра может составить 67 человек.
При том, что средняя продолжительность жизни в Беларуси, к сожалению, еще
далека от европейского показателя, период от выхода на пенсию до смерти не
такой уж короткий: для женщин около 25 лет, для мужчин более 14 лет. Поэтому, с
одной стороны, государство должно предоставить возможность людям заработать
более высокую пенсию, с другой, привлечь их на рынок труда в условиях
демографически обусловленного сокращения трудовых ресурсов.
В настоящее время указом президента Республики
Беларусь от 18.03.2012 № 136 для граждан, достигших пенсионного возраста,
предложен механизм, позволяющий им, не меняя привычного уровня потребления по
достижении пенсионного возраста, заработать себе более высокую пенсию к тому
моменту, когда она станет единственным источником дохода. Так, в случае отказа
от получения пенсии за первый полный год работы ее размер увеличится на 6
процентов заработка, принимаемого для ее исчисления, за второй – на 8, за
третий – на 10, за четвертый – на 12, за пятый и каждый последующий год – на 14
процентов. Если человек работал без получения пенсии менее года, то увеличение
за каждые полные два месяца такой работы составляет 1 процент заработка. В
результате за 5 лет работы без получения пенсии ее размер увеличится в 1,7-2
раза. При этом каждый сам принимает решение: обратиться за пенсией при
достижении пенсионного возраста, согласившись на меньший ее размер, или позже —
заработав более высокую пенсию. С учетом демографической обстановки вопрос
повышения пенсионного возраста, на мой взгляд, должен обсуждаться в обществе, необходимо
слышать мнение жителей нашей страны и принимать взвешенные решения, исходя из
сложившейся ситуации.
Справка «Вечерки» |
Лариса Николаевна БОГДАНОВИЧ родилась 13 сентября 1958 года в д. Долки Пружанского района. Окончила Минский мединститут и Белорусскую медицинскую академию по курсу «Управление здравоохранением». Работала участковым врачом-педиатром, невропатологом в детской поликлинике г. Бреста; главным врачом Брестского областного центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус». Награждена нагрудным знаком Минздрава РБ «Отличник здравоохранения Республики Беларусь». Избиралась депутатом Брестского городского Совета депутатов двадцать четвертого и двадцать пятого созывов. С 2008 года работает в парламенте, представляет интересы избирателей Брестского-Восточного округа № 3. Замужем, имеет сына. |
Почему
военнослужащие и милиционеры получают право на пенсию в 45 лет? Не слишком ли
рано?
Обусловлено это многими факторами, и в первую
очередь особым характером военной службы, установленными ограничениями при ее
прохождении. Обращаю ваше внимание, что военнослужащие, а также лица,
проходившие службу в органах внутренних дел, не являются участниками системы
пенсионного страхования. Их обеспечение как в период прохождения военной
службы, так и после ее оставления осуществляется в рамках отдельной
профессиональной пенсионной системы. Трудовые пенсии относятся к общей
пенсионной системе. Что касается равных условий для работающих пенсионеров, то
он обсуждается с определенной периодичностью и до настоящего времени не
поддержан.
Пенсия госслужащих
значительно выше средней по стране. С чем это связано?
Введение отдельных условий пенсионного обеспечения
для государственных служащих обусловлено спецификой их правового статуса и
профессиональной деятельности, осуществляемой в целях непосредственной
реализации государственно-властных полномочий, а также более высокими
квалификационными требованиями и установленными законодательством
ограничениями, связанными с государственной службой. При этом следует
учитывать, что для данной категории работников установлены высокие требования к
наличию базовой продолжительности стажа государственной службы, необходимой для
назначения пенсии за выслугу лет (не менее 20 лет), а также тем, что пенсия за
выслугу лет выплачивается только после оставления любой работы.
Ограничение выплат работающим пенсионерам оправданно
Для чего
государство ограничивает труд работающих пенсионеров (не доплачивая им пенсию)?
Ведь рабочих рук в стране и так не хватает?
Любое государство заинтересовано в том, чтобы его
граждане трудились, если они не утратили трудоспособность. Сегодня в Республике
Беларусь работает каждый четвертый пенсионер. В то же время хочу отметить, что
основной функцией пенсионной системы в любом государстве является поддержание
нетрудоспособных, для кого пенсия является основным источником средств к
существованию. Уменьшение расходов по другим статьям пенсионного обеспечения
(например, на периодическую индексацию пенсий) привело бы к «переделу»
пенсионных средств в пользу работающих пенсионеров, имеющих два источника
дохода (зарплату и пенсию) и отразилось бы на уровне пенсий неработающих.
Поэтому ограничение пенсионных выплат работающим пенсионерам – мера
необходимая. Она позволяет поддерживать более высокий уровень пенсий тем, кто
уже оставил работу. Исходя из целей и задач пенсионной системы и с учетом
старения населения, пенсии, выплачиваемые в период работы, ограничиваться будут
и впредь.
Согласно Закону «О
пенсионном обеспечении», повышение пенсий происходит, если в истекшем квартале
средняя зарплата по стране выросла на 15 %. Соответственно, в следующем
квартале пенсии должны увеличиться настолько, насколько выросла средняя
зарплата. Во втором квартале 2013 года средняя зарплата (по данным Белстата)
выросла на 24 % с момента предыдущего повышения пенсий (в ноябре 2012 года).
Значит, в августе по закону следовало ждать перерасчета пенсий. Но пенсии стали
повышать уже в июле — на 11 процентов. Фактически это повышение перекрыло возможность
более ощутимого повышения пенсий в августе. Почему происходит такая чехарда?
В соответствии с частью второй статьи 70 Закона РБ
«О пенсионном обеспечении» перерасчет пенсий в связи с ростом средней
заработной платы работников в республике осуществляется, если рост в истекшем
квартале по сравнению с величиной средней заработной платы работников в
республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15
процентов. Перерасчет производится на основании средней заработной платы работников
в республике за соответствующий квартал по истечении месяца, следующего за этим
кварталом. В 2011-2012 годах по решению президента в целях восстановления
покупательной способности пенсий перерасчеты пенсий проводились ежеквартально.
В феврале, мае и августе 2013 года повышены минимальные трудовые и социальные
пенсии, надбавки, доплаты к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного
минимума в среднем на душу населения. В июле текущего года перерассчитаны
трудовые пенсии. В среднем размер пенсии по возрасту с начала нынешнего года
увеличен на 11 %, в сентябре он составил около 2,2 млн Br. За январь-август
2013 года к соответствующему периоду 2012 года средний размер пенсии по
возрасту увеличился на 48,5 %, а в реальном выражении – на 24 %. Отношение
пенсии к среднему заработку работников сохраняется на уровне 40 %, что
соответствует рекомендациям Международной организации труда (МОТ). В текущем
году пенсии будут перерассчитываться с учетом роста заработной платы
работников, изменения стоимости жизни и возможностей Фонда социальной защиты
населения.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.