Уже не раз на страницах «Вечерки» поднимались проблемные
аспекты интеграционных процессов между Беларусью и другими странами Таможенного
союза (далее – ТС). Причин их множество – недоработанные правовые нормативы,
амбиции лидеров государств ТС, банальная рассогласованность действий министерств
и ведомств стран-участниц. Но, как и всегда, страдают от этого обычные
граждане. Так, россияне и казахи будут иметь достаточно проблем с собственными
автомобилями при длительном нахождении на территории РБ.
Страховка – дело тонкое
Итак, вы – россиянин либо казах, приехавший на
длительное время в Беларусь (либо планируете проводить здесь не менее
трех-четырех месяцев в году). У вас есть транспортное средство,
зарегистрированное по месту вашего основного (либо прежнего) проживания.
Разумеется, если находиться оно будет большую часть времени здесь, то есть
прямой смысл застраховать его на месте. Для этого вам потребуются документы на
машину (ПТС и свидетельство о регистрации), паспорт, вид на жительство и
квитанция об уплате пошлины. После чего вы получите стандартную страховку
гражданской автоответственности на машину. Но многие владельцы новых машин, не
желая рисковать, хотят застраховаться и по КАСКО. Вот тут-то и начинается самое
интересное. Некоторые страховщики предложат вам провести техосмотр машины. Что
ж, их бизнес – их правила, КАСКО-страхование не регулируется государством. Вы
едете на ближайшую станцию техосмотра, где вас «обрадуют» новостью – машины с
российскими и казахстанскими номерами не осматриваются и заключений по ним не
выдается.
Все, что вы реально можете сделать, ехать обратно и
снимать машину с регистрации по месту российского или казахстанского проживания.
Есть лишь один нюанс: по статистике, около 50 процентов машин в России продаются
в кредит. Кредитная организация по вполне понятным причинам ПТС на машину весь
период кредитования держит у себя. На руки его выдают только в особых случаях,
прописанных в договоре, и снять/поставить на учет машину возможно лишь в
пределах одного государства. В итоге получается замкнутый круг, по которому
отсутствуют какие-либо инструкции и правовые механизмы. Водители зависят лишь
от милости страховщиков, которые могут пойти навстречу и застраховать машину, а
могут дать от ворот поворот.
«Зеленая» Европа
На этом, впрочем, трудности не заканчиваются. Помимо
обычного страхования, многим водителям-небелорусам приходится выезжать за границу.
И тут возникает новая преграда: водители с российскими и казахстанскими
номерами не могут получить «зеленую карту», страхующую вашу машину на
территории стран-участниц этой программы (сегодня в нее входит 46 стран).
Выходов два: либо мотаться за «картой» перед каждой поездкой в Европу на
российско-белорусскую границу (а для казахов и это не вариант), либо оформлять
уже на польской стороне так называемый «договор приграничного страхования». По
сути, он дает те же самые гарантии, что и обычная «зеленая карта», но выдается
на минимальный срок в 1 месяц («зеленая карта» от 15 дней) и охватывает только
страны Евросоюза (то есть 20 стран). Единственный плюс подобного варианта – существенная
экономия денег (в России месячная «зеленая карта» на все 46 стран-участниц
обойдется вам в сто долларов, поляки за зону Евросоюза попросят тридцать).
Перефразируя известную цитату, «70 баксов не лишние».
А ты пересдал на права?
Но, как говорят в телемагазинах, и это еще не все.
Белорусские законы требуют от водителей-иностранцев, пребывающих на территории
РБ более 3 месяцев, оформить местно водительское удостоверение. Причем
данная процедура включает в себя не только предоставление медицинской справки из
местной поликлиники и визита в ГАИ, но и пересдачу теоретических экзаменов! Мера
спорная, хоть и принятая в большинстве стран бывшего СНГ. Но если мы говорим об
интеграции, почему эти требования оставлены в силе и для граждан России и
Казахстана? О каком партнерстве идет речь, если граждане-союзники приравнены ко
всем «несоюзникам»? Будем надеяться, что голоса соседей по ТС будут услышаны в
Минске и мы получим скорректированные правовые механизмы, которые превратят
наши отношения в реальный союз, а не временное сожительство.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.