Белорусская республиканская научно-методическая Рада по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры РБ одобрила эскизный проект нового автовокзала «Брест». Предполагается, что знаковое строение города разместится в створе улицы Карла Маркса. Для авторов проекта из архитектурного бюро «Студио-А3» важным стало сохранение исторической визуализации: при движении к новоделу пешеход и автомобилист должны видеть доминантную точку города – шпиль железнодорожного вокзала.
Проект предусматривает организацию кластера, который включает здание автовокзала, торговый центр и крупную транспортную развязку.
Проект, выполненный по заказу ОАО «Полесьежилстрой», предусматривает организацию целого кластера на улице Орджоникидзе, который включает здание автовокзала, торгово-развлекательный центр и крупную транспортную развязку. Строения будут значительно углубляться на территорию существующей железной дороги, ради чего потребуется снять два железнодорожных пути, снести склад.
Концепция кластера как части сложившейся исторической застройки предполагает сохранение визуальных «стрел», которые были задуманы на этапе формирования центра Бреста. Его улицы должны были «вести» к доминантным точкам, а не упираться в глухие стены. Так, улица Комсомольская визуальной точкой предполагала фонтан и подъем на пешеходный мост через железнодорожные пути. Улица Карла Маркса – шпиль железнодорожного вокзала. В новом проекте предлагается сделать еще одну доминанту – с улицы Ленина взгляд прохожего может упираться в «брестский Биг-Бен» – небольшую башенку с часами, стилистически близкую с существующей лютеранской кирхой.
На двухполосную дорогу вдоль автовокзала будет допущен только транспорт, идущий на автовокзал – пригородные, междугородные, международные и городские автобусы.
Напомним, первоначально для размещения здания автовокзала была определена площадка, где расположена бывшая кирха постройки начала прошлого века. Снести ее полностью с лица земли автор прежнего проекта не задумывал: помещения бывшего культового сооружения планировалось отвести под зал ожидания. Однако активисты города убедили: кирха стоит того, чтобы ее оставить в первозданном виде, и автовокзал «подвинули».
Город света
Проект нового здания автовокзала сочетает исторически сложившуюся среду в районе железнодорожного вокзала и современные архитектурные тенденции. Достаточно беглого взгляда на эскиз, как угадываются ритм и масштабность железнодорожного вокзала станции Брест-Центральный. Данью современной архитектуре становится изящество линий, обилие свободного пространства, воздуха и света. Таким образом подчеркивается тенденция формирования нового облика Бреста – города легкой, «парящей» архитектуры.
Общая площадь нового строения 2400 квадратных метров. Здание условно разделено на три части. Центральная задумана полностью прозрачной – чтобы «пропускать» взгляд пешехода и указывать ему на «звезду» на шпиле железнодорожного вокзала. Для достижения максимального эффекта здесь понадобятся современные материалы, которые дают возможность сделать строительные конструкции центрального блока практически невидимыми. Здесь расположится зал ожидания.
В левой части здания разместятся службы: кассовый зал, помещения для водителей; на верхних этажах – кабинеты администрации и т.д. Правая часть – территория «обслуживания»: на первом этаже – камера хранения, туристические бюро, банковские расчетные центры, киоски с прессой, сувенирные лавки… Второй этаж предполагает кафе, третий – комнату матери и ребенка, центр общественного доступа к интернету, парикмахерские и другие службы. В отличие от административного корпуса, в блоке обслуживания пассажиров запроектирован лифт.
Слева от административного блока задумана архитектурная пристройка в виде «капли». Это площадка для перспективного коридора, связывающего автовокзал с железнодорожным вокзалом. Такой коридор не предусмотрен существующей сметой строительства автовокзала. Однако городские власти намерены искать возможности организации подобного путепровода. Если вести прямую от тоннеля железнодорожного вокзала, она упрется в «каплю».
Транспортные пути к автовокзалу
Улицы Ленина, Карла Маркса, Комсомольская жестко связаны с формирующейся привокзальной площадью. По улице Орджоникидзе пройдет 4-полосная дорога. Движение троллейбуса предлагается не закруглять на Комсомольскую, а продлить до фасадной стороны автовокзала. Это удобно пассажирам: с междугородного транспорта сразу пересесть на городской. Троллейбусная остановка «Автовокзал» рассчитана проектом на стоянку 4 троллейбусов одновременно, здесь же расположится диспетчерский пункт.
Параллельно магистральной полосе по улице Орджоникидзе формируется двухполосная вдоль нового автовокзала, на которую будет допущен только транспорт, идущий на автовокзал – пригородные, междугородные автобусы и городской автобус. У фасада здания определены 4 платформы. После высадки пассажиров на платформах автобусы уйдут на отстой – площадку, расположенную между мостом и бывшей кирхой. К сроку они подаются на 13 посадочных платформ автовокзала, которые «спрятаны» с тыльной стороны здания.
Легковые автомобили и такси, доставляющие пассажиров к автовокзалу, по проекту не имеют доступа непосредственно к фасаду здания. Для них организована парковка на 100 машино-мест с безопасными переходами к автовокзалу. Парковка находится в «двух шагах» от места назначения и больших трудностей для передвижения пассажиров с вещами не составит.
Фонтан демонтировать нельзя оставить
Пока неясно, где поставят запятую в этом предложении. Нет никаких сомнений, что исторический фонтан будет сохранен. Но, чтобы транспортная развязка оказалась удобной, его лучше перенести на несколько десятков метров вглубь. Есть два варианта решения. Первый: фонтан демонтировать, положить на хранение и восстановить его перед торгово-развлекательным центром, который вступит в эксплуатацию в 2024 году. Второй – фонтан остается на своем месте и пережидает переходный период на «транспортном острове», вокруг которого будут ездить автомобили.
Строительство нового автовокзала начнется в текущем году. На эти цели уже выделены 40 миллиардов неденоминированных рублей (4 млн новых).
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.