Архитектура формирует окружающую среду, а значит – живущего в ней человека. Насколько сильно она на него влияет – он сам не скажет, потому что не задумывается. А между тем, болотистая местность, равнинный или горный рельеф и то в свое время сформировали менталитет целых народов. А тут, в городе, такая плотность каменных декораций в каждом обитаемом квартале – что их нашему вниманию ни объехать, ни обойти. Короче говоря, градостроители – почти что боги, ибо уже сегодня они во многом закладывают мироощущение человека, который будет жить в этом городе даже и через полвека.
Архитектура – искусство долговечное, вот беда. Или – вот счастье? Это – смотря какой город, какая эпоха. Ну, а в Бресте, в котором сегодня от строек и перестроек не остается живого места?
1
По проекту души
Чтобы полнее судить о предмете, надо от чего-то отталкиваться. О грамотности применения в современных конструкциях тех или иных домостроительных элементов пусть говорят специалисты. А у нас, обреченных быть потребителями плодов их труда, главные критерии – собственное эстетическое чувство и субъективные ощущения от соприкосновения с доминирующей недвижимостью.
Как по мне, так одной из главных архитектурных жемчужин нашей столицы является столетнее здание пивного завода «Аліварыя». В облик производственного корпуса вложено столько желания понравиться, гармонично выверенных пропорций, соответствия самочувствию маленького человека и уважения к его природе! Что уж говорить о ставших классикой минских строениях более изысканного наполнения. В Бресте же эталонами приятности смотрятся здания Нацбанка, облисполкома, железнодорожного вокзала, гостиницы «Эрмитаж» (фото 5) и прочие немногочисленные известности. Почему подобные объекты воспринимаются маслом по сердцу? Это очевидно – в их облик вложена душа. И адресовалось это каменное сообщение человеку, тоже имеющему душу.
2
В зазеркалье не подглядывай
Что принято вкладывать в обличье строений сегодня? Без эмоций в этом анализе не обойтись. Пусть никто не принимает обиженную позу: архитектура – это музыка, заложенная в камне. А музыка, как известно, рождает всю палитру чувств. В данном случае наши эмоции нередко отмечают, что музыку выпотрошили. Душа там больше не подразумевается. Ведущий в самых престижных новоделах современный стиль, именуемый хай-тек, не напрасно непроницаемо отзеркаливает взгляды своими глянцевыми стенами. Потому что внутри его эстетического чрева пустота, туда лучше не заглядывать.
Как известно, в Бресте этому кичливому стилю отдано немало земельных площадей. Это и деловой центр на улице Московской, и известное казино «Метелица» (4), и неоправданно втиснутое офисное здание около ДК профсоюзов, и спорткомплекс «Виктория»…
3
Стройки себе на уме
Так что же вкладывают современные архитекторы в свои масштабные творения, когда из них радикально выхолощена душа? Прежде всего гордыню ума, местами переходящую в заумь (как в копьеломном проекте театра кукол). Архитектура перешла в режим «себе на уме», поэтому безо всякого зазрения совести воплощает в камне и принцип неприкрытой меркантильности. В этом плане ничего личного не отражается в уже проявившейся внешности строящейся на Варшавском шоссе гостиницы «Хилтон» (3). Как можно больше этажей в высоком прямоугольнике без затей слегка уравновесятся прилегающим горизонтальным прямоугольником, отведенным под магазины. И таких заурядно-прагматичных решений по городу немало.
4
Массовая застройка жилыми домами, например, заречного района – это настоящее эстетическое и стратегическое бедствие, последствия которого еще аукнутся в десятках социальных неприятностей. В этом плане пресловутые советские кварталы «хрущевок» – просто образцы милосердного подхода к человеку и его окружающей среде. Да, земля заполнялась примитивными серыми коробками пятиэтажек. Но в комплекте с этой простотой закладывались и просторные дворы с их кущами зелени, очарованием детских садиков, уютом прилегающих школ! Все это с лихвой скрашивает советское наследие до сих пор. Тогда как скученность жилых кварталов свежей выпечки имеет простор только в сторону неба. И в этом смысле у наблюдателя может быть только одна просьба: ради небесных сил, не колите небеса острыми ребрами плоских квадратных крыш!
Вообще-то человечество не зря придумало скатные и купольные покрытия. Гармония требует облегчения больших объемов кверху. Поэтому за закругленные силуэты некоторых новых высоток на «Вульке» и «Ковалевке» – отдельное спасибо.
5
С видом на гармонию
Редким отрадным примером свежего жилого строительства служит новый дом на улице Зубачева, 30 (7). Он имеет целостную композицию ниспадающей горки, наделен отдельными архитектурными изюминками, которые при этом не мельтешат и не являются самоцелью. Браво тому, кто это вычертил и вписал, ибо грамотно вписывать новинки в существующую среду – искусство.
По этому пункту хорошо подошло к месту и здание на углу улиц Гоголя и Карла Маркса (1). Оно так деликатно обтекает перекресток своим закругленным фасадом, столь уступчиво отодвигается от обзора в его верхних контурах. Хотя боковая стена на улице Гоголя все же пропорционально перегружена по отношению к существующей застройке. Вот же заведенка: обязательно новодел должен быть выше архитектурных старожилов, к которым он пристраивается. Хоть на парочку метров! А чтобы придать приличный вид притянутому за уши преимуществу – сделаем на стыке в верхотуре парочку нелепых ступенек…
6
Комплексы отдельных достатков
В слепленной без души архитектуре принято кичиться техническими возможностями как таковыми. Мы и такие отдельно взятые плоскости и проемы можем нагородить, и эдакие. Плюс чудеса остекления и облицовки, минус продуманный рисунок неритмично скачущей крыши. Получается нервно-ломаное изделие наподобие здания налоговой инспекции на улице Малой. Отсутствие целостности в облике строения – это, наверное, дань пресловутому клиповому мышлению, сформировавшемуся в интернете. Набором не увязанных в единый ансамбль отдельных мотивов грешит и близкая к завершению новостройка кукольного театра (6). Его фасад – целая коллекция геометрических форм, различных углублений, наборов отдельных малых и больших конструкций и других наглядно-смысловых загадок. Наверное, считается, что именно такой разложенный на детали мир будет интересен детям. А вот традиционная психология скажет, что здоровую натуру человека формирует как раз целостное восприятие объектов мира.
7
Только ленивый не ругал здание, занятое торговым комплексом «Дидас Персия» (2). А мне представляется, что по архитектуре сие здание вполне гармонично. Но ведь и самую стройную фигуру можно изуродовать безвкусной кричащей одеждой. Так и тут: на стенах и под стенами рожденного в муках комплекса идет настоящая эстетическая драка средств наглядной агитации. И вывески, и лампочки, и завлекательные картинки чрезмерны по количеству и несовместимы между собой ни по каким меркам. Выходит – то, что не испортили архитекторы, доконает самодеятельность пользователей. Разве для города мы эту музыку заказывали?
По поводу современных новостроек брестский архитектор Андрей Селюх, чьей точкой зрения мы поинтересовались, согласился в том, что души в большинстве из них действительно не просматривается. Но в тех недостатках, которые замечены автором статьи, мой собеседник предложил не искать конкретных виновников. «Архитектура лишь отражает процессы и предпочтения, происходящие в современном обществе. Это – выраженная в камне суть сложившихся вкусов. Разве такое происходит только в этом виде отражения нравов? А на кинофестивалях за что даются призовые места, а победа Кончиты на «Евровидении»? А выхолощенная музыка? В воздухе витает мода на необычность. Архитекторы – лишь клавиши, на которых играет общество. Это не значит, что в вузах их не учат строить по-иному. Учат, и они это умеют. Но востребовано то, что мы имеем».
Фото Николая ЧЕБЕРКУСА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.