Сегодня у нас в гостях директор компании «АйБиБай» Геннадий Колтун. С ним мы побеседуем о белорусском рынке веб-разработки, его проблемах и перспективах.
— Здравствуйте, Геннадий. В 2013 г. студия «Айбибай» вошла в топ-30 веб-студий в Беларуси, и у нас есть «пять веских причин» полагать, что ваша команда не намерена останавливаться на достигнутом. Мы бы хотели подробнее узнать о вашем успехе – немного о ныне используемых технологиях, и как можно больше – о планах на будущее.
— Спасибо, я с радостью отвечу на Ваши вопросы.
— 7 и 8 июня в Минске состоялась конференция Drupal Camp Minsk 2014, и Вы принимали непосредственное участие в этом мероприятии. Насколько продуктивной показалась Вам программа этого года? Какие новые тренды разработки и идеи Вас зацепили? Показались ли они подходящими для внедрения в работу компании «Айбибай»?
— Спасибо за вопрос. Конференция Drupal Camp в этом году получилась очень интересной. В 2013 она не проводилась, в 2012 была менее формальной, поэтому мы были очень рады принять участие в ней и быть одними из организаторов. В этом году программа была разделена на два потока: поток для разработчиков и поток для бизнесменов. Это несколько искусственный ход, так как заказчики часто не разбираются в технологиях, языках программирования, системах управления сайтами. Белорусскому рынку нужно дозревать до этого. Но, тем не менее, нам бы хотелось подчеркнуть, что Drupal, как система разработки сайта, имеет целый ряд отличных примеров качественного внедрения, в том числе и в Беларуси. Поэтому, мы просили всех коллег подготовить кейсы для нашего мероприятия. И очень благодарны тем, кто откликнулся на наш призыв.
Среди трендов было интересно послушать о том, как развиваются коллеги, перенимать их полезный опыт. Особенно понравился доклад представителя компании из Франции об оценках сложности и стоимости проектов. Это больной вопрос для всех, потому что заказчик перед началом работ хочет зафиксировать цифру, представлять себе бюджет проекта. Разработчик, еще до того как заключил контракт, хочет знать, сколько времени он на проект потратит и сколько на нем заработает. При этом до старта проекта очень большая неопределенность и велики риски: нет, как правило, подробной документации и не понятно, как оценивать этот проект. Тем не менее, коллеги презентовали свою методику оценки, позволяющую в числах, используя какие-то входные данные, прогнозировать объемы и стоимость работ.
Так же понравился доклад наших коллег из студии «ЭкаСофт» , которые рассказали об опыте создания интернет-магазина. Это один из сценариев развития веб-студии, частичный уход в offline бизнес и использование своих «недогруженных производственных мощностей» в области разработки и продвижения.
— На конференции обсуждались достоинства и сложности Drupal 8. Планирует ли ваша компания переходить на новую версию сразу после официального релиза?
— Конечно, первые сайты на Drupal 8 мы начнем разрабатывать сразу после релиза. Более того уже сейчас в планах стоит освоение Drupal 8. Но все-таки для клиентских проектов с богатым функционалам Drupal 8 будет еще сыроват некоторое время. Т.е. необходимо подождать, пока основные модули будут перенесены на Drupal 8 и можно будет собирать нечто более сложное, чем сайт-визитка. Тем не менее, мы будем очень рады выходу Drupal 8. Первые наши тесты показали, что с интерфейсом, юзабилити все хорошо. Исправлено несколько ошибок, которые постоянно нас раздражали. Будем надеяться, что быстродействие и работа с системой улучшится. И мы получим еще более удобный инструмент для создания и работы над сайтами.
— Ваш доклад на конференции касался необходимости создания в Беларуси ассоциации Drupal-разработчиков. В каком направлении, в первую очередь, должна развиваться такая организация в Беларуси? Какую роль в этом процессе намерена сыграть компания «Айбибай»?
— По моему мнению, ассоциация разработчиков, формальная или неформальная, действительно нужна. Например, у системы 1С-Битрикс довольно сильно поставлен маркетинг, клиенты знают об этой системе, просят создавать сайты на Битрексе. А, например, Drupal, который ничем не уступает Битриксу, остается обделенным этим вниманием. Поскольку это open resource, то особо некому заниматься раскруткой системы. А ведь она бесплатная, то есть клиент экономит деньги на лицензии!
Соответственно ассоциация может частично взять на себя такие вот просветительские функции и продвигать Drupal для клиентов. Тем более, что в мире есть огромное количество примеров успешных решений подобных проблем. На Западе, например, правительство и государственные органы активно переходят на open resource решения, для того, чтобы сэкономить бюджетные деньги и внести вклад в общечеловеческое развитие, в программное обеспечение с открытым кодом. К сожалению, в Беларуси «маятник» качнулся в обратную сторону и сейчас требуется сертификация «движков» сайтов. В определенных ситуация и в некоторых тендерах это является важным пунктом. Тем не менее, только одна CMS, тот самый Битрикс, сейчас находится в процессе получения этого сертификата. А все остальные программы, которые активно используются во всем мире и давно доказали свою жизнеспособность, процедуру сертификации не проходят.
Также есть большая проблема для разработчиков, для веб-студий — это обмен опытом и выращивания новых кадров. Кадровый дефицит, «голод», проблемы в фундаментальном образовании, оторванность его от практики, не позволяет нам с открытого рынка получать достаточное число новых специалистов. Тем не менее, экспортный потенциал ниши разработки программного обеспечения и веб-сайтов огромный. Т.е., хотелось бы, чтобы ассоциация неким образом, коллективно в том числе, решала и эту проблему: проблему подготовки кадров, переквалификации. И как-то взаимодействовала, может быть, с образовательными учреждениями, помогая им готовить более подходящих для рынка труда специалистов.
— Ваш сайт предоставляет примеры реализации совершенно разных проектов — от создания контекстной рекламы до полной разработки интернет-магазина со сложным фильтром. Какое направление проектов, на Ваш взгляд, является наиболее перспективным? Можете ли вы выделить какую-то особую «специализацию», на развитие которой хотели бы сделать упор в будущем?
— Да, действительно, нам пришлось заниматься полным спектром задач. Поскольку есть такой запрос у клиентов, а мы всегда стараемся максимально удовлетворить потребности наших клиентов. Тем не менее, у нас четко очерчены границы: мы занимаемся разработкой на CMS Drupal. Исторически так сложилось, что мы умеем хорошо делать туристические сайты. Также любим разрабатывать каталоги и интернет-магазины. Вот, пожалуй, что эти «ниши» можно выделить как основную нашу текущую «специализацию».
— И напоследок вопрос о светлом будущем. Планирует ли компания «Айбибай» в перспективе стать компанией-резидентом парка высоких технологий?
— Да, это было бы здорово! Поскольку, оказаться в такой компании очень приятно. Компания может получить вместе со статусом «резидента ПВТ», еще определенные льготы и преференции. Это возможность засветиться на более серьезном уровне перед западными заказчиками и игроками. Действительно, мы будем смотреть в сторону Парка Высоких Технологий. Благодарны и администрации, которая занимается в том числе и образованием кадров. Проводятся у них периодически бесплатные семинары, воркшопы. Они подтягивают внешние компании и молодые. Я слышал, что ПВТ планируют организовать свою школу стартапов. Что очень приятно. И мы смотрим в ту сторону очень активно.
— Благодарю Вас за интервью!
— Спасибо за Ваше время!
Источник: ООО «АйБиБай»
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.