Наша почтовая связь работает надежно и бесперебойно, а ее услуги становятся все более разнообразны. И нет ни одного человека (кроме особых приверженцев Интернета), которым не приходилось бы регулярно посещать отделения связи. Но, как бы последние ни были уютны и многофункциональны, прежде всего клиента волнует быстрота обслуживания. А нудная малоподвижная очередь, которая как таковая постепенно исчезает из понятий о нормальной общественной жизни, почти на любой почте – обычное дело. Особенно в самые посещаемые дни и часы.
Очередь в отделении №5 (ул. Пушкинская, 1), 16 февраля, 12.50.
При этом надо учесть особенности процесса обслуживания – он непредсказуем. То есть, если один клиент только платит за квартиру и телефон, то другой отправляет парочку посылок, рассылает кипу заказных писем, а вдобавок распечатывает стопку бумаг. По наблюдениям из практики, если не очень повезет с впередистоящими, время ожидания к кассиру занимает до получаса. Но если в поисках ускорения каждый клиент станет занимать очередь сразу в три окошка…
Никто не крайний
Однако доколе терпеть такие мытарства? В начале февраля в Бресте прошла коллегия Министерства связи. Как ни странно, вопрос о намеченных планах и решениях почтовики для прессы не конкретизируют. Из уст директора Брестского филиала РУП «Белпочта» Валентины Пух прозвучали слова «улучшение», «расширение», а подробности – якобы только ведомственное дело. Но и без коллегии ясно, что в плане улучшения отношения к клиенту уж точно есть над чем работать. Если невозможно открывать новые почтовые отделения или увеличивать количество обслуживающего персонала, то цивилизация уже придумала электронные очереди.
Милое дело: техника ставит всех посетителей в равные условия. Предсказуемость процесса, обеспеченная номером общей очереди, освобождает клиента от унизительных заморочек и скандалов.
Казалось бы, самое время для широкого введения данного удобства настало. В настоящий момент в Бресте функционируют 34 отделения почтовой связи. По существующим нормам, отдельный узел связи должен приходиться на каждые 9-11 тысяч населения. В нашем городе этот показатель – 9700 человек. В норму вроде укладываемся, а вот в цивилизованную организацию клиентских потоков – нет.
Хаос – не личное дело
По сведениям начальника отдела эксплуатации почтовой связи и распространения печати Ирины Свилович, из всех брестских узлов нашего филиала «Белпочты» системами электронной очереди оснащено только шесть точек. Это – в основном новые, недавно открытые или обновленные ремонтом помещения. Из экономических соображений придерживаться такой же неспешной, постепенной тактики связисты намерены и дальше. При этом больше половины мест размещения почтовых услуг отнюдь не являются собственной ведомственной недвижимостью, а взяты в аренду.
Но, коль такая сложность с оборудованием, то ведь возможен более простой и бесплатный метод упорядочения людских потоков. В нашем заречном районе время от времени умные посетители добровольно выстраиваются в одну живую очередь ко всем окошкам. Где освобождается – туда очередник и шагает. Правда, время от времени в эту идиллию вторгается какой-нибудь «анархист», не понимающий выигрыша одной шеренги. Бывает, ему удается разбросать сообщество снова по кассам. Не без массовой ругни и нервотрепки. Впрочем, такие эмоции в переполненных операционных залах – не редкость. Сидящие за стеклом работники хранят невозмутимость: разбирайтесь сами.
А, собственно, почему? Этот вопрос адресую и моей собеседнице Ирине Свилович. Она озвучила лишь то, что уже демонстрируют на практике почтовики на местах. Якобы, они не вправе вмешиваться в свободную самоорганизацию клиентов. Вроде бы потому, что такие административные функции нигде не прописаны! Однако нигде не прописана и заведенка электронных очередей! Но они вводятся. Значит, дело не в буквоедстве. А пользователи услуг все стерпят – куда они денутся?!
Ставки делаются
Между тем, терять численность своей неважно организованной клиентуры почтовики не намерены. Коль электронная почта заметно снижает живую переписку, нестабильны посылочные потоки, «Белпочта» уверенно внедряет нетрадиционные виды обслуживания. Торговля ширпотребом, которым пока не торгует, наверное, только милиция, – само собой. Ксерокопии – это наглядные моменты рабочего порядка. Но с развитием Интернета узлы связи подключаются к информационным услугам, в которых нехарактерность граничит с переворотом.
Три городских отделения связи (№ 5, 10, 13) подключены к единой государственной автоматизированной информационной системе. Это значит, что они уполномочены выдавать справки об объектах недвижимости. Физические и юридические лица могут узнать, кому принадлежит интересующее их строение, его инвентарный номер, историю и прочее. Предоставляются и сведения о задолженности по платежам, количестве выездов за границу и т. д.
Функционирует также почтовый интернет-магазин. Там размещается информация о товарах белорусских производителей. Почта принимает заявки на услуги страхования и даже ставки на спорт-пари.
А поскольку жизнь «заносит» в разные отклонения от основного занятия, ведомство предусмотрело меру, обеспечивающую извечным почтовым функциям зеленый свет. В каждом отделении связи выделено окно, где оформить традиционные отправления можно в приоритетном порядке. Хотя еще тот вопрос, как эта мера срабатывает, поскольку посетители, стоящие к кассиру с квартплатой (неприоритетный платеж), едва ли покорно расступятся перед оформляющим посылку (приоритетная форма) клиентом.
Несмотря на принятые полумеры…
В качестве полумеры существуют и такие отговорки, что следует заставить население массово проводить платежи через терминалы – и все неувязки снимутся. Но можно ли сомневаться в том, что массовая автоматизация создала бы новые проблемы?
Уже сейчас кое-где возникают очереди к терминалам. А вполне вероятные поломки техники, а заведомая необучаемость новшествам у некоторой части населения? Не оптимальна ли сложившаяся на данный момент выборочная эксплуатация этих автоматов?
Как минимум каждый месяц, по десяткам различных надобностей, хочешь-не хочешь, а всем нам снова и снова идти на почту…
P. S. Монополия почтовиков в конкретных сферах социума, увы, не делает нашу жизнь комфортнее. Мы далеки от мысли, что там происходят вещи под стать нашумевшим злоупотреблениям в «Почте России». Но когда вдруг и сразу брестская почта поднимает расценки на свои услуги в несколько раз, то невольно приходится задумываться. Речь вот о чем. Сотни брестчан пользуются возможностью подать частные объявления в брестские газеты. И чтобы приблизить услугу, редакции, в т. ч. и «Вечерка», заключили договор на прием объявлений с филиалом «Белпочта». Такой договор нами был подписан 11 марта 2009 года. В сущности, это означает, что жители любого микрорайона в Бресте и повсеместно по области могли, обратившись в ближайшее отделение связи, подать объявления в газету. Стоимость данной услуги составила 15 процентов от цены объявления. К примеру, объявление из номера за среду в рубрике «Недвижимость» «Дом, Граевка. Т. 825-15-29» вместилось в 1 строку и составляет в старых ценах 4 тысячи рублей. Соседнее объявление: «1-к. кв. в центре Бреста. Т. +375-29-804-43-26» занимает 2 строчки и стоит соответственно 8 тысяч рублей. В первом случае редакция выплачивала почте 600 рублей, во втором – 1200.
В предложенном в ультимативной форме варианте дополнительного соглашения к действующему договору Брестская почта со 2 февраля 2017 года устанавливает новый тариф за прием объявления – не 15, не 20 и даже не 50 процентов, а просто 60 копеек, или 6 тысяч по-старому – кому как проще считать. В итоге, получив от рекламодателя 4 тысячи по-старому, т. е. 40 копеек за объявление, редакция должна будет заплатить почтовикам… 5 тысяч, или 50 копеек без НДС.
Назовите хотя бы одну сферу деятельности, где в одночасье решились так взвинтить цены?! А что, если примеру брестских почтовиков последуют и в других отраслях, тогда все попытки правительства обуздать инфляцию и даже снижение ставки рефинансирования еще на 1 процент будут совершенно бессмысленными. На все попытки увещевать руководство Брестской почты мы услышали знакомую формулу монополистов: не хотите – не подписывайте дополнение к договору, и мы его расторгнем. Вот так – ни больше ни меньше. Ряд брестских газет вынужденно так и поступили. Примечательно, что на письмо, датированное 30.01.2017 и полученное редакцией 31.01.2017, ответ затребован в срок до… 01.02.2017. Вот если б такую оперативность почтовики внедрили в бесчисленные очереди в отделениях связи!
Стремление узнать, откуда взялась такая цена, тоже не увенчалось успехом, если не считать заявление, что «мы (почтовики. – Ред.) давно не считали себестоимость своей услуги, а вот теперь посчитали, и получилось так…»
От себя добавим, что желание «пересчитать» себестоимость услуги удивительным образом совпало с уходом с 1 февраля с рынка объявлений «Белтелекома», который на протяжении всех последних лет принимал объявления для брестских газет по телефону «166». Что-то нам подсказывает, что именно уход конкурента побудил почтовиков пересмотреть «себестоимость».
Редакция «Вечернего Бреста» просит считать настоящую публикацию официальным обращением в Комитет Госконтроля и в главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли с просьбой проверить обоснованность взвинчивания цен на почтовые услуги при приеме частных объявлений. Ну а пока суть да дело, мы приглашаем всех рекламодателей приносить свои частные объявления в отдел рекламы на Пушкинскую, 11. Мы работаем ежедневно с 8 до 19 часов, без перерыва на обед, в субботу – с 9 до 15 часов. Ждем вас.
РЕДКОЛЛЕГИЯ
Фото Андрея РЫБАЧУКА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.