Корреспондент «ВБ» встретилась с директором по общим вопросам BREMOR Владимиром Кулешовым. Откровенный разговор помог узнать: как крупная компания привлекает кадры, что такое Корпоративный университет, какую профессию BREMOR вывела на белорусский рынок впервые?
Владимир Анатольевич, BREMOR – одно из градообразующих предприятий Бреста. А сколько сотрудников сегодня работает в компании? Есть ли в штате редкие профессии, которых не было на рынке труда до BREMOR?
– В компании свыше 6500 сотрудников и около 160 профессий. Наиболее характерная и востребованная специальность – обработчик рыбы и морепродуктов. До нас этой профессии в городе, наверное, и не было. А что касается редких специальностей, на мой взгляд, этот вопрос лежит в плоскости философии. Я бы скорее сказал не редкие профессии, а редкие или даже штучные специалисты. Например, у нас есть отличные технологи. Они создают действительно оригинальные и вкусные продукты. Это очень редкие, незаменимые люди.
«КАЖДОМУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ КАРЬЕРНОГО РОСТА»
Любое предприятие стремится привлечь лучшие кадры. Каким образом компания проводит отбор «лучших из лучших»?
– Это многоэтапная работа. Если дело касается рабочих профессий, мы смотрим историю соискателя: где он работал ранее, как себя зарекомендовал на прежнем месте, какими навыками и специальностями он владел до прихода к нам. То же касается специалистов среднего и высшего звена.
В современных условиях каждая организация стремится принимать на работу грамотных, подготовленных специалистов. Но мне хочется сказать о другом: у нас на предприятии огромное внимание уделяется обучению и постоянному повышению квалификации сотрудников. Возможность карьерного роста предоставляется каждому.
У нас немало примеров, когда человек пришел в компанию рабочим и вырос, допустим, до начальника цеха. Или начинал карьеру обычным технологом, а вырос в руководителя целого направления. Масса примеров, когда человек пришел в наш коллектив со средним специальным образованием, уже в компании определился с новой профессией, которая требует высшего образования. Поступил заочно в университет, стал дипломированным специалистом и получил повышение в должности.
Расскажите, как организован процесс обучения в компании?
– Начну с рабочих профессий. Первоначально – это профессиональная подготовка, где человек получает свою первую профессию. Сегодня, как известно, на рынке труда наблюдается дефицит кадров. Это идеально – получить готового специалиста. Но мы готовы и сами вырастить его. Первоочередная задача, которую мы ставим: предоставить человеку возможность получить свою рабочую профессию и стать частью нашего коллектива.
В 2023 году мы открыли программу целевого обучения на базе четырех средних специальных учебных заведений. Там получают свою первую профессию ребята после окончания 9-х и 11-х классов. Все практики они проходят на нашем заводе и нарабатывают профессиональные навыки на своем будущем рабочем месте.
Другое направление – это переподготовка. К примеру, человек трудился либо у нас по другой профессии, либо вовсе на другом предприятии. Придя к нам в коллектив, он хочет получить новую специальность с учетом потребностей нашей компании.
В соответствии с программой повышения квалификации каждый сотрудник компании может «прокачать» свои профессиональные знания и навыки. Такое обучение проводится с привлечением наших опытных работников. Это своего рода наставничество. Ежегодно в конце календарного года в рамках конкурса «Лучший по профессии» лучшие наставники награждаются.
Есть и обязательное обучение – по соблюдению законодательства, в том числе требований охраны труда по допуску к работам повышенной опасности. Специалисты и руководители имеют возможность посещать семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и конференции. Также при поддержке компании можно получить высшее образование или пройти переподготовку на базе вуза. У нас базовое учебное заведение – Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, но мы работаем и с другими техническими вузами Беларуси в части инженерной подготовки наших кадров.
Есть в BREMOR и программа по развитию других компетенций – мягких или Soft-компетенций. Это обучение без привязки к конкретной профессиональной области для работников компании всех категорий. Здесь сотрудники учатся грамотно взаимодействовать с коллегами, эффективно организовывать свое рабочее время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кстати, в корпоративном центре группы компаний SANTA уже более двух лет работает так называемый Корпоративный университет, который также занимается подготовкой наших кадров.
«ПРОЕКТИРУЕМ СТОЯНКУ С ЗАПРАВОЧНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГАДЖЕТОВ»
Как компания заботится о том, чтобы новый сотрудник быстрее освоился на предприятии?
– Каждый сотрудник с момента приема на работу до полной интеграции в коллектив и рабочую среду проходит процесс адаптации. Длительность этого этапа зависит от многих факторов: от той профессии, которую он осваивает, участка, должности, специфики работы и психологических особенностей самого человека.
За каждым новым сотрудником закрепляется наставник, который помогает адаптироваться новичку, рассказывает и показывает суть работы, отвечает на вопросы, поясняет, если тому что-то непонятно, – полностью поддерживает его в начинаниях.
По окончании обучающего периода проводится своеобразное адаптационное собеседование. Если по результатам собеседования видно, что выявляются пробелы, срок адаптации могут продлить. Но это бывает крайне редко. Как правило, люди быстро и легко осваиваются в нашей компании.
В свое время мы разработали «Справочник новичка», помогающий работнику лучше адаптироваться в условиях нашего предприятия.
Также адаптация бывает «вторичной» – ее проходят не новички, а уже работающие сотрудники. Она может быть необходима, если человек, например, получает повышение или меняет специальность внутри компании. В этом случае ему тоже нужно внимание и помощь, чтобы справляться с новыми обязанностями.
А что помогает закреплять кадры на предприятии? Возможно, этому способствует система социальных гарантий?
– В прошлом году BREMOR отметила 25 лет с момента создания компании. За эти четверть века ни в процессе становления, ни в условиях санкций, ни в кризисные периоды предприятие ни разу не допустило задержки заработной платы. Своевременная выплата зарплаты – это база социальной программы компании.
Кроме того, сотрудникам выплачивается премия за достижение определенных результатов в труде, а также к определенным праздникам. У нас разработана система поддержки сотрудников, находящихся в тяжелой жизненной ситуации: например, в связи со смертью близких родственников или в случае возникновения проблем по здоровью. Финансовая поддержка при вступлении в брак, рождении детей и на подготовку детей к школе.
Сотрудники компании имеют возможность пройти санаторно-курортное лечение с использованием государственной дотации. При этом предприятие дополнительно компенсирует до 50 процентов стоимости путевки. К Новому году дети работников нашего предприятия получают новогодние подарки. Желающие принимают участие в утренниках, которые проводятся в городе.
Для сотрудников мы организуем и интересные экскурсионные программы и поездки, проводим корпоративные мероприятия и тимбилдинги. Многие сотрудники компании принимали активное участие в спортивных мероприятиях. У нас и своя футбольная команда.
Мы часто проводим анкетирование наших сотрудников. Если возникают какие-то вопросы, руководство компании очень внимательно к этому относится. В частности, многие у нас пользуются электровелосипедами, электросамокатами и другими электрическими средствами передвижения. Поступило предложение, которое мы рассмотрели, и сейчас занимаемся проектированием стоянки с заправочными устройствами для электротранспорта наших сотрудников.
«ОДНО ИЗ НАЗНАЧЕНИЙ НОВОГО ОФИСА – СОЦИАЛЬНОЕ»
Как компания заботится об улучшении условий труда работников BREMOR? Говорят, что новый офис компании будет настоящим «умным домом»?
– Необходимость строительства нового офиса назрела давно – предприятие растет, развивается. Компания должна заботиться об условиях труда работника – независимо от того, служащий он или рабочий. Офис строится на территории компании, и одно из его назначений – социальное. В новом здании будет вместительная столовая. Буфет, расположенный на территории предприятия, уже не отвечает потребностям сложившегося многочисленного коллектива.
Административно-бытовой корпус мы реконструировали под бытовые нужды работников складского хозяйства. Создали дополнительные комфортные раздевалки и комнаты приема пищи. Это был пилотный проект компании по модернизации такого рода помещений. Далее по этому принципу будут модернизироваться бытовые комнаты в цехах.
Сейчас строится проходная, которая будет своеобразной «визиткой» предприятия. Мы хотим наладить все процессы и создать более комфортные условия прохождения сотрудников к рабочим местам. Человеку важно чувствовать: компания о нем заботится.
И новая проходная строится как целый комплекс, где будут созданы условия для хранения личных вещей работников с учетом соблюдения санитарных норм. На проходной будет возможность транслировать сотрудникам разного рода информацию. К примеру, поздравление с днем рождения, информацию о наличии санаторных путевок, о профилактических прививках, которые необходимо сделать в сезон. Самое главное, чтобы в непогоду или в жаркие дни люди не толпились, а могли в комфортных условиях пройти быстро через проходную и начать свой рабочий день.
Что касается «умного дома», у нас есть опыт – офис управляющей компании группы компаний SANTA на улице Янки Купалы. Там применены самые передовые и экологичные технологии компактного жизнеобеспечения современного офисного здания. Эти же ноу-хау мы собираемся внедрить и при строительстве нашего офиса.
Многие сотрудники BREMOR, по нашему наблюдению, чувствуют себя по-настоящему вовлеченными в судьбу компании, считают ее деятельность делом своей жизни. Наверное, человек чувствует себя частью целого, когда его труд ценят. Как удается «видеть» каждого сотрудника?
– Для того чтобы «видеть сотрудника», он должен как-то себя показать. Те люди, которые живут работой, стараются привнести что-то новое, конечно же, ценятся руководителем – от первичного звена до самого высокого. Им создаются условия для карьерного роста, для обучения, повышения квалификации и соответственно каждая его инициатива поощряется премированием. Но есть и те, которые просто честно работают, в силу каких-то особенностей меньше стараются показать свою деятельность, и здесь задача руководителя разглядеть этих людей, чтобы они не оказались в тени.
За годы работы в BREMOR сменились поколения. Как сегодня предприятие взаимодействует с теми, кто участвовал в становлении компании?
– Да, сменилось поколение тех, кто приходил «забивать первый колышек», тех, кто стоял у истоков нашей компании. Сегодня эти люди находятся на заслуженном отдыхе. Их не так много, но они, естественно, остаются в поле ежедневной заботы BREMOR. Прежде всего руководители того звена, где они работали, поддерживают с ними связь. В целом компания поздравляет их с профессиональными праздниками, Новым годом, большими религиозными праздниками.
Людям, которые завершили свой трудовой путь в компании, мы предлагаем обучать наших молодых специалистов. Они могут работать в рамках Корпоративного университета BREMOR. Также есть договоренность с нашими средними специальными учебными заведениями, чтобы ветераны могли выступить в качестве преподавателей для ребят, которые придут работать на предприятие.
В настоящее время прорабатывается вопрос о создании ветеранской организации. Мы понимаем, что эта категория людей будет увеличиваться. И чтобы отвечать их чаяниям, мы хотим создать организацию, которая будет эффективно работать.
Спрашивала Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.