Развитие малого и среднего бизнеса – одна из наиболее актуальных тем в современной Беларуси. А кто, как не банки, может поддержать бизнес на всех его этапах становления и развития? О том, как это делает банк ВТБ (Беларусь), рассказывает директор региональной дирекции банка в г. Бресте Дмитрий Гринчак.
Дмитрий Владимирович, сегодня банки предлагают своим клиентам самые разные виды сотрудничества. Что, на Ваш взгляд, должно лежать в их основе?
У любого серьезного бизнеса во все времена и в любых условиях основным направлением стратегии развития является построение долгосрочных и взаимовыгодных отношений со своими клиентами. Основываясь именно на этом принципе банк ВТБ как вчера, так и сегодня, и завтра будет строить свою стратегию. Эта мысль является основным стержнем, вокруг которого вращаются как осуществляемые банком мероприятия сейчас, так и мероприятия, планируемые в будущем.
В этом ракурсе мы строим политику и в области одного из основных банковских видов деятельности – кредитования. Имея широкие возможности в данном направлении, банк подбирает для клиента именно тот инструмент и с тем набором параметров, который даст возможность клиенту развивать свой бизнес в заданном направлении, при этом являясь с ним одним целым. Такой вид сотрудничества, при котором банк является участником бизнеса клиента на взаимовыгодных условиях, а не просто обслуживающим банком, и есть самый крепкий и надежный вид взаимодействия между клиентом и банком.
В какой банк сейчас клиенту ни обратись по вопросам обслуживания, везде предлагают индивидуальные условия. В чем для Вас заключается понятие индивидуальных условий обслуживания?
Хороший вопрос. Этот стереотип действительно каждый понимает по-своему. Хочу сразу отметить, что снизить процентную ставку по кредиту на десятые доли процентного пункта по отношению к банку-конкуренту — это не есть индивидуальные условия обслуживания в нашем понимании.
Чтобы предложить клиенту индивидуальные условия, которые будут способствовать повышению рентабельности бизнеса клиента, а значит, и повышению эффективности взаимодействия между клиентом и банком, в первую очередь банк должен четко представлять себе бизнес клиента. Ведь от четкого понимания банком сферы деятельности клиента зависит правильность подбора и осуществления тех финансовых инструментов, которые в течение того или иного времени будут оказывать непосредственное, а где-то решающее влияние на развитие бизнеса клиента.
Мало того, в процессе анализа банк составляет финансовую модель бизнеса клиента с учетом стресс-тестирования по широкому набору различных категорий рисков. Профессиональная независимая оценка развития бизнеса с учетом возможных рисков также зачастую помогает клиенту принять правильные решения на перспективу.
Вот короткий простой пример индивидуального обслуживания клиента: личный парикмахер сделал вам прическу, которую вы хотели, мало того, которая вам идет, и не жалко потраченных денег, поэтому создание вашего образа и любые изменения вы будете делать у него же, и не возникнет желания обращаться к кому-то другому.
Хорошая позиция и вызывает доверие. Но, согласитесь, вопрос ценообразования, в том числе по кредитам, был и будет одним из важнейших…
На размер процентной ставки по кредиту влияет несколько параметров. Это стоимость источника ресурса, совокупность всех видов рисков по проекту, полнота комплексного обслуживания клиента.
Но, на мой взгляд, в настоящее время большее значение имеет понимание банком и клиентом поведения друг друга в ситуации динамично меняющихся внешних условий. Ведь, заключив кредитный договор, мы попадаем в некую взаимную зависимость. И в данной ситуации вопрос построения доверительных отношений, направленных на долгосрочное сотрудничество с клиентом, для нас важнее сиюминутной выгоды. Ведь если проект станет невыгодным для одной из сторон – его уже нельзя будет назвать жизнеспособным.
Рост проблемных активов банков называют одной из основных угроз для банковского сектора Беларуси. Насколько остро стоит эта проблема в банке ВТБ (Беларусь)?
Действительно, в последнее время в банковском секторе Республики Беларусь отмечается рост проблемных активов. Причем эта ситуация не обошла стороной ни одну отрасль экономики и ни один из сегментов бизнеса.
Вряд ли существует общий рецепт, как решить вопрос с проблемной задолженностью по активным операциям. Но нужно четко понимать, что если это уже случилось, то это общая проблема клиента и банка, и решать ее нужно сообща.
В любой проблеме важно суметь ее спрогнозировать, вовремя заметить, не пытаться отрицать то, чего уже не избежать. Вовремя диагностированную болезнь всегда легче вылечить. Тесное сотрудничество клиента и банка, о котором я упоминал ранее, всегда поможет снизить риск появления проблемного кредита. А в случае его неизбежности из-за неких внешних условий, которые заранее нельзя было предусмотреть, – предупредить проблему и попытаться ее решить без серьезных потерь для каждой из сторон.
Сегодня налицо высокая конкуренция между банками по обслуживанию всех направлений бизнеса. Какая сторона банка ВТБ (Беларусь) в этом отношении наиболее сильна?
Здесь необходимо отметить, что банк ВТБ (Беларусь) — это структура Банка ВТБ (ПАО), который вместе со своими дочерними банками и финансовыми организациями является ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки.
Группа ВТБ сегодня обладает широкой международной сетью, которая включает в себя более 20 кредитных и финансовых компаний, работающих во всех основных сегментах финансового рынка.
Безусловно, это является значимым преимуществом в ведении банковского бизнеса, которое позволяет сделать доступным для наших клиентов в Республике Беларусь использование финансовых ресурсов всех участников группы, широкий спектр всех видов банковских операций по всему миру, а также огромный банковский опыт и знания.
Спасибо за беседу.
Дана МОРОЗОВА
Фото Николая ЧЕБЕРКУСА
ЗАО Банк ВТБ (Беларусь), УНП 101165625
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.