Но это, по их мнению, поправимо
Декрет № 3 в очередной раз поручено доработать, но отменять его не представляется возможным. Об этом заявил недавно президент Александр Лукашенко. Из его слов также явствует, что главной целью документа было не пополнить казну (хотя и это тоже), а вывести из тени людей, которые не хотят трудиться прозрачно для общества и вносить посильный вклад в финансирование первоочередных государственных расходов. Между тем общественность продолжает активно обсуждать, чего же больше в упомянутом декрете — экономики, политики, идеологии?.. И как совместить стремление государства укрепить налоговую базу, повысить ответственность граждан за наполнение бюджета с их правом (не обязанностью!) на самозанятость? Эти вопросы мы адресовали нашим экспертам и депутатам парламента от Бреста.
Александр Черновалов, доктор экономических наук:
«Отделить мух от котлет»
«Декрет № 3 эклектичен по своей сути. Часть его взята из социальной психологии, часть из юриспруденции, часть из экономики, философии, социологии и т.д. Нет четкой однозначной концепции. В нем, как говорят, смешаны мухи и котлеты. Давайте разбираться. Что такое социальное иждивенчество? Это понятие социальной психологии. А что такое денежные платежи? Это финансовый инструмент из экономической сферы. Что же получается? А то, что каждая сфера деятельности имеет свои инструменты воздействия. У нас человек без постоянного дохода – либо проблема рынка труда, либо теневой экономики. Безработный – человек, ищущий работу, но не имеющий возможности ее найти, в силу определенных причин (отсутствия необходимой квалификации, неспособности государства обеспечить экономический рост и т.д). Поэтому государство ему, безработному, временно помогает, выплачивая пособие, позволяющее нормально жить. Такова практика цивилизованных стран. Другая проблема – люди из теневой экономики – хитрецы, получающие доход постоянно, но уклоняющиеся от налогообложения. В теневой экономике значительное число людей занято строительными и ремонтными работами, сдачей внаем помещений, коммерческим производством продуктов питания в домашнем хозяйстве.
Проблема эта мировая, и борются с ней все страны. Например, в Канаде идут путем сопоставления уплаченных налогов и задекларированных доходов с образом жизни человека, определяющимся маркой автомобиля, стоимостью недвижимости, видом проведения отпуска и другими данными, которые можно получить от государственных ведомств и частных компаний. В Финляндии местные газеты ежегодно публикуют сведения о доходах и расходах всех без исключения граждан за прошедший налоговый период. На основании такой публичной отчетности жители могут осуществлять общественный контроль и информировать налоговую службу об образе жизни тех граждан, расходы которых заметно превышают доходы. В Польше используют так называемый перевернутый налог на добавленную стоимость, когда его плательщиком является не производитель товара или услуги, а покупатель, попавшийся на незадекларированных доходах. Для Бреста очевидны непрозрачность и теневой характер доходов, получаемых от продажи в Польше дизельного топлива. Есть мировая практика. Вводится так называемый «топливный пакет», и устанавливается налог на то количество приобретаемого топлива, которое превышает технические нормы расхода на соответствующий зарегистрированный автомобиль в несколько раз. В век цифровой экономики осуществить такой учет – совершенный пустяк, не надо только лениться налоговикам.
Декрет сейчас уточняют и переделывают, но его эклектичную концепцию, судя по комментариям в СМИ, предполагается сохранить. С моей точки зрения, проблему воспитания, идеологии следует отдать специалистам в этой области и отнести в сферу молодежной политики, а работу со взрослыми самостоятельными людьми, зарабатывающими, но не желающими платить налоги, перенести в сферу совершенствования налогового администрирования. Борьбу с теневой экономикой следует сделать центром внимания и отказаться от простых приемов, таких, как усредненный годовой платеж, неизвестно к кому применяемый. Сегодня необходима четкая идентификация плательщика конкретного налога. Мы в Беларуси не можем решить данную проблему – это следует признать. В основном в силу того, что под раздачу могут попасть «свои люди». От этого правила придется отказаться. Необходима более четкая идентификация объекта налогообложения и налогового мошенничества. Эта работа имеет отношение к представителям строительной и ремонтной деятельности, сдачи внаем помещений, коммерческому производству продуктов питания в домашнем хозяйстве и т.д. Здесь нужно ввести четкую классификацию всего перечня работ и поручить ее районным органам управления на местах. Полученная база передается в налоговый орган. Отсутствие такой идентификации ведет к искажению объекта налогообложения.
Леонид Брич, депутат Палаты представителей НС РБ (заместитель председателя постоянной комиссии по экономической политике):
«Хотели как лучше…»
«Изначально целью этого декрета было воздействовать на тех, кто не участвует в финансировании социальных расходов государства, кто укрывает свои доходы от налогообложения. Хотели повлиять на богатых, а получили недовольство со стороны людей малообеспеченных. Одним словом, хотели как лучше, получилось как всегда. В результате сколько людей затронули, которые не должны были попасть под действие этого декрета! По сути, сами разработчики подставили президента. Даже не столько исполнители на местах, сколько разработчики. Кстати, то, что депутаты парламента фактически не участвуют в выработке подобных документов, считаю неправильным. Сейчас необходимо четко определить и прописать в измененном варианте декрета, кого конкретно он не должен касаться. На мой взгляд, это граждане, имеющие личное подсобное хозяйство (причем не только на селе, но и в городе), это родители, воспитывающие детей до 10, а может быть и до 14 лет, граждане, ухаживающие за престарелыми или больными родственниками, и т. д. Подчеркиваю, все это должно быть четко и ясно прописано, чтобы налоговики и чиновники на местах не сидели и не ломали голову, захлебываясь в потоке всевозможных справок».
Анатолий Дашко, депутат Палаты представителей:
«Отменить нельзя, исправить»
«Данный декрет, конечно, не идеален. В том, что он до конца не проработан, сомнений нет. Но коль он принят и был подписан президентом, отменить его мы не можем. Его надо исправлять. И прежде всего необходима конкретизация основных положений, касающихся таких категорий, как многодетные, самозанятые, граждане, работающие за границей, и т. д. Их немало, и надо разобраться, кто из них действительно иждивенец, а кто добросовестно работает и платит налоги. Ведь посыл декрета по сути верный. Все должны быть в равных условиях. Тех, которые имеют доход и ничего не платят в бюджет, нужно вывести из тени. Но при этом не должны страдать законопослушные граждане. А правительство и власти на местах должны прежде всего создать условия для появления новых рабочих мест».
Владимир Базанов, депутат Палаты представителей:
«Нельзя всех под одну гребенку»
«В советские времена, как известно, власть очень жестко боролась с нетрудовыми доходами и с тунеядством как таковым. Сегодня, в условиях небольшой страны, нам под силу решить эту задачу — чтобы граждане имели работу, имели постоянный доход и платили налоги в бюджет. Правильно президент ставит задачу: человеку нужно дать возможность заработать. Политика занятости должна осуществляться на благо людей. Наше государство социальное. Но не дело ведь, когда часть людей уклоняется от финансирования государственных расходов. Это несправедливо и обидно для тех, кто своевременно платит налоги и сборы. Тем более, что такая обязанность граждан прописана в Основном законе, и на днях Конституционный суд это подтвердил. Поэтому да, декрет необходимо дорабатывать. И он будет доработан, с учетом всех высказанных замечаний. А далее органы власти на местах должны отслеживать и обладать полной информацией, сколько людей на их территории обязаны будут уплатить сбор. Грести всех под одну гребенку, конечно же, нельзя».
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.