В последнее время Брест и область буквально захлестнула волна продаж товаров и услуг по ценам, в разы превышающим их реальную стоимость. В роли продавцов выступают как местные «остапы бендеры», так и заезжие коммивояжеры, неплохо разбирающиеся в психологии маркетинга. В роли жертв — обманутые граждане, жители городов и весей, наивно полагающие, что верить можно каждому услышанному слову.
ПШИКнули на 200 рублей
Анна Анатольевна Демская — жительница Дрогичинского района. Месяц назад ее мобильный телефон зазвонил. Вежливый женский голос предложил проверить состояние пластиковых окон: дескать, их сложный механизм требует постоянного обслуживания, за ним нужен тщательный уход. Анна согласилась, и спустя час девушка-менеджер появилась у нее на пороге.
«Она пришла, посмотрела мои окна, которые, в общем-то, никаких нареканий не вызывали. И с ходу вынесла вердикт: все очень плохо, если ничего не предпринимать, окна скоро придут в негодность и их придется менять, — рассказывает Анна Анатольевна.- Говорила она очень убедительно, грамотно, продуманно. Настояла на том, что надо сделать профилактику при помощи специальных средств, которые стоят дорого, но через их фирму это обойдется значительно дешевле. Они все сделают правильно и будут обследовать мои окна каждые полгода. Мне нужно только заключить договор. Я попросила пару дней подумать, посоветоваться с семьей. На что менеджер ответила: нет, надо быстро решать, завтра здесь будет мастер, а потом он уже не сможет приехать».
Так, методом нажима, незнакомка убедила Анну заключить договор на… 200 рублей. Правда, денег с нее не взяла. Анна сказала, что у нее сейчас наличности нет, и договор вступил в силу без предоплаты. На следующий день приехал мастер, который выполнил все работы по профилактике четырех окон за… 15 минут. «Он что-то там покрутил, попшикал какой-то жидкостью и уехал», — говорит женщина. После чего ей стали регулярно звонить и требовать деньги. Никаких изменений в механизме открывания-закрывания стеклопакетов хозяйка не обнаружила. Заподозрив, наконец, что ее обманули, Анна решила обратиться в милицию, но там ей сказали, что не усматривают здесь нарушений закона. После чего она отправилась в общество защиты потребителей. Анне еще повезло, что у нее не оказалось в первый день необходимой суммы. Позже она узнала: «целители» окон по той же схеме выманили немалые суммы у нескольких ее соседей, в том числе пенсионеров. И те покорно заплатили.
Путь к сердцу клиента лежит через НЛП
В Брестском областном обществе защиты потребителей уверяют: случай с Анной Демской далеко не единичный. Проблема принимает характер эпидемии, но повлиять на продвиженцев виртуальных услуг и дешевых товаров по бешеным ценам, увы, непросто.
«Времена, когда к пенсионерам приходили домой и всучивали самую дешевую посуду или наборы инструментов по 300-400 долларов, увы, не остались в прошлом. Но сегодня эти продавцы действуют более изощренно, — рассказывает Ирина Маркова, председатель областного общества защиты потребителей. – Они методично, по несколько раз в день, звонят на мобильный телефон, представляются менеджерами якобы известных компаний, приглашают на презентации. Главное для них – выманить клиента из четырех стен. Как правило, они хорошие психологи, умеют управлять аудиторией, и им гораздо проще добиваться нужного результата, создав эффект массовости.
По словам Ирины Марковой, недавно она специально зашла на такую презентацию в одном из городских кафе, где менеджер с упоением рассказывал о «великолепных свойствах» постельного белья. Суть заключалась в том, что обычное белье вредит здоровью и приводит к инфарктам, инсультам, остеохондрозу, аллергии и пр. А спасают от всех этих напастей уникальные шерстяные комплекты той самой компании, которую представлял зажигательный менеджер. Стоит такой товар, конечно, недешево, более 2500 рублей. Но менеджер уверял: здоровье бесценно!
Несколько брестчан, в основном пенсионеры, купили-таки «спасительный» комплект, и лишь придя домой, поняли, что совершили глупость: товар и близко не стоит таких денег. Подобных примеров руководитель общества может привести десятки, если не сотни. Так, 73-летняя пенсионерка Раиса Васильевна купила в рассрочку по договору с брестским ООО «ТРИБУНЬКОФФ» стельки и вкладыши для обуви на общую сумму… 295 рублей. Через несколько минут после покупки, осознав цену товара и условия продажи, вернулась на место сделки и пыталась вернуть товар, которым она не пользовалась. Однако «чудо-стельки» у нее уже не приняли. Зато фирма продолжает упорно слать ей письма с претензиями на выставленную сумму и пеню.
«Я была еще на одной презентации посуды. Там идет откровенная обработка аудитории, – утверждает Ирина Андреевна. — Не исключено, что торговые представители проходят обучение на курсах нейролингвистического программирования (НЛП). В зале всегда есть «подсадка». Это те, кто выступает от имени счастливых обладателей товара. Действует безотказно. Считаю, что это осознанный обман покупателей. Покупатели даже не читают договор, тем более никак его не обсуждают с представителями фирмы. Просто механически ставят свою подпись».
К слову, презентации — не единственный способ поймать клиента на крючок, подсунуть ему на подпись непонятный договор. В последнее время под видом коммунальных служб к брестчанам приходят продавцы фильтров для воды, компании, якобы обслуживающие бытовую технику, и даже лжепредставители энергосбыта, которые навязывают жильцам услуги по проверке оборудования — электрической проводки, счетчиков, выключателей и т. д. Естественно, на платной основе. Схема отработана и стара как мир: любым путем проникнуть в жилище, ссылаясь на высокие инстанции, нагнать страха, ввести в ступор и вынудить хозяина согласиться на кабальные для него условия. Кстати, недавно ГПО «Белэнерго» разместило на своем сайте предупреждение «Осторожно! Мошенники!» с указанием о том, что истинные сотрудники энергоснабжающих организаций должны быть в спецодежде и иметь при себе соответствующее удостоверение.
Что делать?
Можно ли рассматривать подобные случаи как откровенное мошенничество? Представитель ОЗП утверждает, что да. А вот заместитель прокурора Бреста Иван Чайчиц не столь категоричен:
«Здесь очень тонкая грань в плане доказательств. Если к вам зашел человек с улицы, без регистрационного удостоверения, и что-то продал вопреки закону, тогда его действия можно квалифицировать по статье 209 Уголовного кодекса (мошенничество. – Ред.). В случае, когда мы имеем дело с официальным субъектом хозяйствования (ИП, ЧУП и т. д.), вступают в силу гражданско-правовые отношения. И здесь прежде всего нужно руководствоваться законом о защите прав потребителей, который на самом деле дает потребителям широкие права — другой вопрос, насколько грамотно мы можем ими пользоваться. К примеру, цена товара или услуги. Насколько она адекватна? Если нет, а это все доказуемо, покупатель вправе потребовать расторжения сделки. Если товар не соответствует качеству, заявленному продавцом, – то же самое. Надо повышать правовую грамотность и принимать взвешенные решения», – советует зампрокурора.
А вот еще несколько полезных советов:
как быть, чтобы не проглотить наживку потенциальных любителей легких денег?
Главное правило — не спешить! Если к вам зашли или позвонили с целью что-то продать, никогда не принимайте скоропалительных решений. Спонтанность — их конек, но ваш враг. Под любым предлогом (плохо себя чувствуете, опаздываете на важную встречу и т. д.) ссылайтесь на то, что вы не можете сегодня принять решение. В крайнем случае оставьте у себя текст договора, внимательно изучите, посоветуйтесь с грамотными людьми. В конце концов, жестко скажите «нет» — вы имеете на это полное право. Никто вас не обязывает вообще разговаривать с незнакомыми людьми, тем более что-то у них покупать либо заключать с ними какие-то соглашения.
Если вы все же поставили свою подпись под документом, дающим право другой стороне требовать с вас деньги, помните, что по закону любой товар непродовольственной группы, если он не был в употреблении, вы вправе вернуть в течение 14 дней. Кроме того, Гражданский кодекс дает возможность признать сделку недействительной, если в суде будет доказано, что вы заключили ее под психологическим воздействием либо не обладали всей полнотой информации о товаре (услуге). Такую информацию, напомним, продавец обязан предоставить, согласно ст. 7 закона о защите прав потребителей. Поэтому, если продавец отказывается в таком случае идти на контакт, вы можете смело обращаться в суд напрямую либо через общество защиты. Тем более что, согласно законодательству, иски о защите прав потребителей суды обязаны рассматривать беспошлинно.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.