Сегодня весь мир живет в движении. От его
эффективности во многом зависит эффективность экономики. Эту азбучную истину,
как нигде, понимают в главном транспортном ведомстве страны, один из
руководителей которого, наш земляк Александр Шишко, настоятельно рекомендует не
ставить телегу впереди лошади. Ведь, чтобы ездить быстро и с комфортом, как в
Германии, надо многое перенять у немцев, и прежде всего – психологию хозяина и
чувство ответственности, считает замминистра. Об этом и многом другом спустя
три года после своего переезда в столицу с поста главы администрации
Московского района Бреста Александр Алексеевич рассказал в эксклюзивном
интервью «Вечерке».
«Ментальность требует контроля»
Вы в свое время
почти 12 лет возглавляли Брестский автобусный парк. После Вас там сменилось уже
несколько директоров. Но проблема общественного транспорта в Бресте, хотя и
сдвинулась с мертвой точки, все еще остается весьма актуальной. Чтобы ее
решить, потребуется больше денег или виной всему, как водится, слабая
организация процесса?
Здесь задействовано много факторов. Конечно, те, кто
работают в автотранспортном предприятии (да и в любом другом), в особенности
те, кто его возглавляет, должны быть профессионалами — это прежде всего.
Ментальность наших людей такова, что их зачастую приходится контролировать
весьма жестко. В бытность директором я детально вникал во все процессы. Вот, к
примеру, вышел из строя автобус (проблемы с подвижным составом всегда были,
транспорта всегда не хватало). Мне слесари говорят: на ремонт уйдет минимум
неделя. И не спеша ковыряются. Начинаю разбираться: что там неисправно?
Такая-то деталь. Поскольку изучил этот механизм досконально, знаю, что можно
отремонтировать быстрее без ущерба для качества. Говорю: мужики, будет вам
премия, но надо сделать за три дня. И ведь делали же… Сегодня автобусы почти
все новые. Конечно, они тоже ломаются. Причем ремонт гораздо сложнее и дороже
обходится, нежели 15-20 лет назад. Но принцип работы руководителя, на мой
взгляд, должен быть таким: хочешь избежать серьезных проколов – старайся
вникать во все мелочи. Хотя мелочей на производстве не бывает. Даже при наличии
денег мозги надо включать.
Говорят, ручное
управление уже не современно…
Вопрос не в современности – вопрос в эффективности.
Можно вообще ничего не делать или замкнуться в кабинете, пытаясь управлять с
помощью компьютера и телефона. Но назовите мне руководителя, у которого это бы
получалось. Конечно, я не призываю директоров переодеваться в спецовку и
становиться у станка или брать в руки отвертку. Но обладать хотя бы
элементарными знаниями в той области, которой ты управляешь, считаю,
необходимо.
«Пассажир не должен креститься от страха»
Что ж, давайте
вернемся к автоперевозкам. Мэр Бреста не так давно выдвинул идею: отменить
разовую плату за проезд в городском транспорте и ввести транспортный сбор, как
в Эстонии. Ваша точка зрения?
Убежден, что этого делать нельзя. За все нужно
платить. Когда человек платит непонятный сбор, при том что он может вообще
городским транспортом не пользоваться, – это ничего, кроме недовольства, не
вызывает. Другое дело, если ты платишь за конкретно оказанную услугу. Тогда и
отношение совсем другое. Но плата у нас занижена минимум раза в два.
Вы, насколько я
знаю, давно ратуете за ужесточение правил работы такси и маршруток. Чего хотите
добиться?
Прежде всего элементарного выполнения ими правил
безопасности — раз, и честной конкуренции — два. В ближайшее время мы намерены
довести эту работу до логического завершения. Во-первых, будет установлен
предельный срок работы машин — не более 10 лет с момента выпуска. Во-вторых,
они должны быть чистыми, исправными, иметь соответствующий внешний вид. Приятно
ведь садиться в такую машину или микроавтобус. Сейчас их, кстати, все больше
появляется на улицах Бреста — это я уже вижу. Те «ГАЗели», которые закупались
4-5 лет назад, явно не отвечают современным требованиям. Да и на легковые такси
надо внимательно посмотреть. Такси, может быть, и не надо так много в городе.
Но на каждое место должен быть конкурс из нескольких машин. Помните советские
времена? «Волги» работали на линии по 5-6 лет, и их уже никто не ремонтировал.
Списывали, и все. Кроме того, машины должны использоваться, я считаю, только
для перевозки пассажиров. Закончил смену — будь добр, поставь ее на прикол. А
не так, как у нас нередко бывает: утром этот водитель тещу на рынок везет, а
вечером таксует. Такая практика должна остаться в прошлом.
Справка «Вечерки» |
Александр Алексеевич ШИШКО родился в 1959 году в деревне Видомля Каменецкого района Брестской области. В 1986 году окончил Белорусский политехнический институт, в 2007-м – Академию управления при президенте Республики Беларусь. В 1976-1988 годах работал в должностях ученика токаря, токаря, ученика электросварщика, электросварщика, начальника автоколонны № 3 города Бреста. В 1988-1994 годах – главный инженер автобусного парка № 1. С 1994 по 2005 годы – директор РУТП «Автобусный парк № 1». В 2005-2010 годах был главой администрации Московского района Бреста. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 8 июня 2010 года Шишко А.А. назначен заместителем министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. |
Александр
Алексеевич, а Вам не кажется, что те меры, которые Вы предлагаете (уменьшить
количество такси и т. д.), могут привести к росту цен на этом рынке? И смогут
ли автобусы без ущерба для пассажиров заменить маршрутки, если те не выдержат
более жестких требований?
Смогут, почему нет? Еще во время моей работы в
автопарке было гораздо хуже с подвижным составом. И когда маршрутчики несколько
дней бастовали, а руководство города сильно волновалось, мы перевезли всех,
кому надо было ехать. Никто ведь не жаловался. Сегодня тем более не будет этих
проблем… Я не против маршруток. Коль они востребованы, пусть работают. Но
задача государства и Министерства транспорта — держать этот процесс на
контроле. Что касается такси, то в Минске мы навели порядок. Там никто цены не
задирает. У всех есть кассовые аппараты. Эту сферу надо совершенствовать.
Пассажир не должен креститься от страха, когда едет по городу в такси или в
маршрутном такси. И мы готовим соответствующий указ президента, который
отрегулирует многие моменты.
Не перегнуть бы
палку. А то вот плату за проезд на М1 «усовершенствовали», а столько
нареканий…
Сбои технического характера бывают, конечно. Но
ситуация исправится. Здесь я не вижу глобальной проблемы. Вся Европа платит по
той же схеме. Еще месяц-два – и отработаем.
«Согласен с жалобами водителей на дороги»
Но здесь еще вот
какая проблема. Главная дорога страны – уже давно платная для многих категорий.
Но до сих пор не соответствует статусу автомагистрали. Покрытие местами
неважное, заграждений между встречными полосами по большей части нет. Зато есть
пешеходные переходы, которых на платной скоростной трассе быть не должно в
принципе. Почему так получается: деньги собираем, а сама дорога почти никак не
совершенствуется?
Нет, я бы не сказал, что вообще ничего не меняется.
Можно посмотреть кадры десятилетней давности, когда вводили плату, и проехать
сегодня — все-таки разница ощутимая. Другое дело, что собираемые средства не
перечисляются в дорожный фонд, как раньше было, а уходят в бюджет. Это
неправильно. Минтранс эту тему поднимает постоянно. Правительство обещает
вернуть фонд в ближайшее время. Вообще, строительство и обслуживание дорог —
очень дорогое мероприятие, которое требует больших финансовых вложений. Чтобы
минимизировать потери из бюджета, надо искать новые методы и формы покрытия
расходов на дороги. А М1 стараемся все же поддерживать в приличном состоянии.
Даже иностранцы этого не отрицают.
Ямочным ремонтом,
как водится?
Ну, не утрируйте! От него на М1 давно уже
отказались. Что касается других дорог, их тоже надо приводить в порядок. Я
согласен с водителями, когда они жалуются на состояние многих наших дорог.
Разделяю озабоченность дорожников, которые возмущаются, что им недостаточно
выделяют денег. Мы в курсе этих проблем. Они связаны с общим уровнем развития
экономики. Будем их постепенно решать.
«Не бежать впереди паровоза»
А что планируете
решать с железной дорогой? Структура, на мой взгляд, очень громоздкая,
неповоротливая, к тому же монопольная. И если не считать пары фирменных поездов
да швейцарских электричек, за последнюю четверть века ничего ведь не меняется в
плане коренного улучшения качества обслуживания пассажиров, повышения комфорта,
увеличения скорости движения…
Работаем и в этом направлении. Есть серьезная
программа, она рассчитана на первом этапе до 2015 года – по обновлению
подвижного состава, чтобы он соответствовал современным требованиям. В
принципе, я согласен с тем, что вагоны в поездах внутриреспубликанского
сообщения должны быть в основном оборудованы мягкими сидениями. Доехать из
одного областного центра в другой можно будет максимум за шесть часов.
Сейчас из Бреста в
Гродно по железной дороге — почти четырнадцать. Не абсурд ли?
Конечно, это неправильно. Здесь надо корректировать.
Но давайте не будем бежать впереди паровоза, или, как говорят, ставить телегу
впереди лошади. Мы сейчас сконцентрируем усилия на модернизации главного
направления — от Бреста до Минска и далее в московском направлении. С тем чтобы
организовать на этом участке скоростное движение. Наши поезда могут развивать скорость
до 160-200 км в час. Но для этого надо выравнивать колею, убирать переезды и
строить эстакады, путепроводы. Мероприятия довольно дорогостоящие. На первом
этапе мы их должны завершить. Таким образом, к 2015 году время в пути от Минска
до Бреста по железной дороге в пассажирском поезде бизнес-класса сократится
почти в два раза — до двух с половиной часов. Далее будем смотреть другие
направления. Но у нас столица так расположена, что выгодней, наверное, делать
скоростное движение через Минск. Доехав из Бреста до Минска за два с половиной
часа, вы сможете затем максимум за столько же, а то и быстрее, добраться до
Витебска, Гомеля и т. д. Над этим мы сейчас работаем совместно с Белорусской
железной дорогой.
«Нужна команда брестчан»
Александр
Алексеевич, знаю, что Вы заядлый футбольный болельщик. В свое время большое
внимание уделяли брестскому футболу. Не обидно, что наше «Динамо» опустилось
ниже плинтуса? Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы вернуть
болельщика на трибуны?
Если честно, конечно обидно. Мне небезразлична
судьба клуба. Хочу, чтобы он развивался, чтобы болельщики приходили на матчи. Я
в Минске нередко бываю на стадионе — впечатление, конечно, удручающее. В Минске
нет футбола. На него никто не ходит, за исключением двух-трех игр за год. А в
Бресте есть возможность развивать футбол. Но начинать надо, как это ни банально
звучит, с детских спортивных школ. Готовить нужно ребят — патриотов своего
города. На мой взгляд, ставка на легионеров абсолютно не оправданна. Они с
амбициями большими, но ведь зачастую ничего из себя не представляют. Если бы
брали гениев — другой разговор. Тогда бы и наши вырастали в мастерстве. Но
берут ведь посредственностей, а свои ребята не растут. Их надо мотивировать на
то, чтобы не убегали. Вот ушел в свое время Рома Василюк, но нигде так не
заиграл, как в Бресте… Одним словом, нужна долгая кропотливая работа. Но у
нас, как всегда, хотят получить быстрый результат, а в таком деле это
невозможно. В итоге и результата нет, и денег потрачено немало, и болельщика мы
потеряли. Чтобы его вернуть, понадобится много времени и усилий. Но этим надо
заниматься опять же подходя к делу очень профессионально, с опорой,
подчеркиваю, на свои кадры.
Приезжая в Брест,
каким видите его со стороны? Есть ли у Вас какие-то идеи по подготовке к
1000-летию города?
Конечно, бываю в Бресте и вижу те положительные
изменения, которые происходят. Действительно, при нынешнем председателе
горисполкома Александре Палышенкове многое сделано. Город живет, развивается.
Что касается предстоящего юбилея, многое еще предстоит. Я думаю, надо серьезно
поработать над исторической частью. Что будет в крепости, что в центре?.. Здесь
специалисты должны сказать свое веское слово. Но самое главное, чтобы городом
управляла команда брестчан и чтобы сами жители не оставались равнодушными,
болели за свой город. К сожалению, не всегда это так.
А сами-то не хотите
вернуться? Если бы предложили?..
Пока таких планов, откровенно говоря, не строю. Но
жизнь есть жизнь. Ни от чего нельзя зарекаться.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.