На 69-м году жизни не
стало Алексея Кузьмича — живописца, известного не только в Беларуси. Нашего
земляка, уроженца Ивановского района. Автора более 600 картин с образом
Мадонны, в которых ему удалось совместить сакральное и светское, возвышенное и
земное…
К счастью, мне довелось
не единожды встречаться с этим удивительным, необычайно светлым человеком. Так
уж сложилось, что одна из первых моих публикаций в «Вечерке» – интервью с
Кузьмичом. Летом 2002-го он приезжал в родную деревню Мохро, на встречу с
земляками. Мы общались несколько часов, и хотелось еще продолжить. Его энергия,
очень мощная и созидательная, не переставала фонтанировать. Он будто заряжал ею
свои творения, а холсты множили эту энергию, раздавая ее людям.
Алексею Кузьмичу
принадлежит открытие Мадонны XXI века. За два с половиной десятка лет художник написал
более шести сотен холстов, на которых изображена Женщина. Сам он признавался,
что писал одну и ту же героиню — свою супругу Инессу. Как Рубенс или Сальвадор
Дали. При этом, в нарушение всех канонов живописи, его Мадонны почти всегда со
слезами на глазах. Может быть, поэтому на выставках художника многие люди
плачут. В Москве его как-то окрестили белорусским Рафаэлем. А на встречах с
поклонниками своего творчества Кузьмич часто повторял, что его картины
противостоят силам зла.
Рождение каждой из них
художник сравнивал с термоядерным взрывом. О теме и концепции своего творчества
мог говорить часами, передавая собеседнику восторженное отношение к Женщине.
«Не я искал свою тему, она сама ко мне пришла. С детства я рос среди женщин.
Меня воспитывали мама и пять сестер», – рассказывал мне как-то Алексей Васильевич.
Его первой
профессиональной работой стала «Юная Даная». Это был скандал. В советские
времена люди искусства должны были воспевать рабочих и колхозниц, а тут
вдруг… полуобнаженная женщина. Художнику пришлось на время уйти в подполье.
Пятнадцать лет он жил и творил в полуподвале. Писал, как хотел. Девушки
приходили, приносили хлеб и вино, позировали. Влюблялся, женился, разводился. А
потом встретил свою Инессу. Ей было двадцать. Ему – сорок. Позади – два
неудачных брака. А она – юная, девственная, даже не целовалась ни с кем. Он
предложил написать ее портрет. Начал работу и понял – перед ним Мадонна. Сошедшая
с небес, чтобы стать его музой, его вдохновением.
«Она красивая женщина,
мать. В ней есть та тайна Мадонны, которую еще много столетий назад стремились
запечатлеть и постичь великие художники — Рафаэль, Леонардо да Винчи и другие.
Но до конца раскрыть секрет красоты Мадонны невозможно. Настоящая красота — это
сама жизнь, а ключи от ее секретов находятся у Бога. Я лишь стремлюсь своими
картинами осветить людям дорогу к ней, к Богу. Мои Мадонны — художественный
образ», – говорил Кузьмич.
Будучи глубоко верующим
человеком, автор белорусских Мадонн не мог принять и понять два церковных
постулата — о «рабах божьих» и о необходимости страдания в земной жизни. «Не
ради страдания рождается человек, а Богу не нужны рабы», – любил повторять
художник. Как и у многих творцов, мечта всей жизни Алексея Кузьмича — открыть
храм-галерею, посвященную Женщине-Матери – осталась нереализованной. Пока. Не
знаю, совпадение или нет, но последняя прижизненная выставка работ Кузьмича
состоялась именно в Бресте. К сожалению, сам художник из-за тяжелой болезни не
смог ее посетить. Выставку в Художественном музее организовывал его сын
Алексей. С ним я говорил на другой день после похорон, состоявшихся 2 ноября. Алексей
Алексеевич просил поблагодарить брестчан и всех гостей выставки, оставивших
свои подписи за создание галереи.
Сейчас Кузьмич-младший
ведет переговоры с властями Ивановского района об открытии музея своего отца на
его малой родине — в деревне Мохро. Возможно, и в Бресте найдется место для
увековечения имени «белорусского Рафаэля». Того, кто до конца жизни писал на
холсте гимн Женщине-Матери, кто был убежден, что «она – свеча, освещающая и
освящающая путь, а художник призван нести эту свечу, сохраняя ее свет для
будущих поколений». Быть может, в многочисленных работах нашего современника
скрыт некий код, который поможет нам отыскать ключ к великой тайне – тайне
постижения собственной души.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.