Не мной замечено: зрители таких
картин как «Властелин Колец» и «Хоббит» делятся на тех, кто не читал книги Джона
Р.Р. Толкиена, и тех, кто читал. Первым киноверсии, как правило, нравятся:
они масштабны, зрелищны и изобилуют спецэффектами, от которых дух захватывает.
Вторые ревностно сверяют киносюжет с первоисточников: не позволил ли себе Питер
Джексон при трактовке любимой сказки слишком много вольностей? Я, признаться,
отношусь ко второй категории зрителей, причем «Хоббит, или туда и обратно»
зачитан у нас до дыр. Так что «Пустошь Смауга», вторую часть кинотрилогии о путешествии Бильбо
Беггинса, смотрела с особой придирчивостью. И могу заверить тех, кто не читал:
создатели фильма на этот раз порезвились на славу. Что, в общем, и понятно:
чтобы превратить 200 страниц повести Толкиена в почти девятичасовую киноверсию,
позволить себе кой-какие вольности просто необходимо…
Итак, хоббит и гномы, преследуемые
по пятам орками, добираются до жилища Беорна, который по ночам свирепый медведь,
а днем – огромного роста человек, и тот помогает им оторваться от погони и без
приключений добраться до Лихолесья, через который и лежит их путь к Одинокой
горе. Здесь компанию оставляет Гэндальф, которого неотложные дела зовут в
Дол-Гулдур, где собираются силы тьмы. Вот вам первое серьезное отклонение от
сюжета: «Хоббит» у Толкиена – это все-таки больше сказка, милая прелюдия к
«Властелину колец», где о Дол-Гулдуре упоминается вскользь и шепотом, но Питер
Джексон вдохновенно развивает эту линию как самостоятельную и делает это, надо
признать очень художественно.
В Лихолесье, где хоббит благодаря
волшебному кольцу и собственной отваге спасает своих спутников от гигантских пауков,
уже приготовивишихся устроить пир, сюжет фильма делает очередной кульбит. Среди
лесных эльфов, взявших Торина и компанию в плен, появляются два совершенно
новых персонажа: царевич Леголас, который во «Властелине» отправится в поход с
Фродо, и эльфийка Тауриэль. И,
представьте себе, красавице Тауриэль, к которой Леголас явно неравнодушен,
чем-то глянулся Кили, самый юный из компании гномов.
Когда гномы совершают
побег из лесных чертогов Трандуила, эльфы на пару отправляется за ними в
погоню, по пути убивая орков, которые тоже идут по следам Торина. В общем, самодеятельность полная. Но
смотрится неплохо. Уж больно красиво дерутся эльфы своими смертоносными
кинжалами. Легко так, изящно. Особенно забавно смотрится эпизод, когда Леголас
мотыльком порхает по головам гномов, торчащим из плывущих по реке бочек.
Вообще заметно: режиссеру фильма
очень нравятся батальные сцены. Чтобы сплошной лязг мечей, свист стрел и вопли
орков. Поэтому эпизоды, которые у Толкиена описаны как скучные и однообразные
дни (плен у эльфов, сидение в Одинокой горе, когда Смауг завалил потайной вход
и т.д), Питер Джексон на всякий случай заменяет сценами сражений. По этой же
причине он насылает свору орков на Озерный город, где остались раненый орками
Кили и еще два гнома. Догадайтесь, кто его спасает от верной гибели? Правильно,
прекрасная Тауриэль. А разве мог режиссер позволить Смаугу просто улететь к
Озерному городу «на разборки», и не свести его в драке с гномами?
Дракон,
признаться, хорош. И груда сокровищ в бывшем тронном зале, которую он охраняет,
действительно впечатляет. Но Питеру
Джексону этого мало. Он заманивает дракона в зал, где стоят плавильные печи,
совершено не пострадавшие от времени и стихийного бедствия под названием Смауг,
и заставляет гномов плавить золото и отливать из него гигантскую статую
Короля-под-горой. Когда обалдевший дракон нос к носу сталкивается с золотым
королем, статуя оседает, разливается золотой рекой и поглощает Смауга. Того,
разумеется, и таким фокусом не возьмешь, но когда он выныривает из золотого
потока и, разъяренный, устремляется в небо, весь переливающийся и струящийся,
это безумно красиво. Летит он, слава Богу, вспомнили первоисточник, в Озерный
город, и весь он — смерть. «Что же мы наделали?» — потрясенно шепчет ему вслед
Бильбо. Занавес. Конец второй части.
Посмотреть фильм стоит. Многочисленные
вольности в трактовке первоисточника хотя и вызывают поначалу внутренний
протест, но динамизма картине придают изрядно. Правда, третьей части «Хоббита»,
выход на экраны которой анонсируется ровно через год, лично я буду ждать уже с некоторой опаской. Специально
открыла книгу: описание того, что случится дальше, у Толкиена заняло ровно 40
страниц. Питер Джексон, как мы знаем, растянет их почти на три часа. Чем он
удивит нас на этот раз?
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.