«Поезжайте в Киев и спросите», – настаивал легендарный
Михаил Самуэлевич, обращаясь к Балаганову. Нечто подобное мы и проделаем,
правда, виртуально и не в Киеве. Поедем же мы в далекий и забытый Богом город в Пермском краю, где пытается жить (или, правильнее сказать, — выживать) герой
нового российского фильма «Географ глобус пропил» Виктор Служкин, блистательно сыгранный Константином Хабенским.
Получается у него это неважно. Убитая однушка, хроническая
безработица, умноженная на такой же алкоголизм, стерва-жена (впрочем, что на
женщину обижаться, если весь дом держится лишь на ней) и малышка-дочь. В общем,
после очередного похмелья главный герой устраивается в самую рядовую школу
самым рядовым учителем географии. (Какое отношение имеет к географии бывший
аспирант-биолог, спросите вы? Так других вакансий не было.) Вернувшись домой,
Служкин узнает, что буквально через двор от него поселился его старый приятель,
он не чета нашему герою: удачливый мужик, с джипом, при должности (некий помощник
некоего депутата) и квартире. После этой краткой завязки вы на 120 минут
экранного времени погрузитесь в атмосферу жизни еще одного «лишнего человека»,
причем снятую настолько мастерски, что на выходе из кинотеатра хочется крикнуть
«Браво!».
Никто не ожидал, что малоизвестный режиссер Александр
Велединский (на счету которого из известных работ лишь невнятный триллер
«Живой» да сценарная работа в сериале «Бригада») сумеет столь ярко выстрелить
постановкой довольно популярной сегодня в литературных кругах Питера и Москвы
одноименной книги Алексея Иванова. Тем сильнее был оглушительный эффект, когда
картина получила главный приз «Кинотавра» этого года. В фильме удивительно
гармонично сошлось множество жанров: это и комедия (скорее — трагикомедия, ведь
по большей части герою остается лишь горько усмехаться), и мелодрама (линия с
ушедшей к близкому другу женой, плюс искренняя и трепетная любовь главного
героя к дочке), и школьная повесть (изъезженная еще с «Доживем до понедельника»
тема), и роуд-муви (тема похода со школьниками).
Остается лишь гадать, как из такого нехилого «коктейля»
получилось необыкновенно честное и цельное кино обо всех нас. О нашем
сегодняшнем существовании, о проблемах людей и «среднего» возраста, и молодежи,
о сути бытия и смысле жизни. Безусловно, в огромной степени это заслуга
исполнителя главной роли Константина Хабенского. По сути, фильм стал его
настоящим бенефисом, в котором этот талантливый актер смог раскрыться в полной
мере, задав для самого себя очень высокую планку. Было бы очень легко скатиться
в столь популярный пафос, ханжеское морализаторство, но нет — во всех сценах и
эпизодах герой Хабенского целен и многогранен, он воистину «чеховский»
персонаж, воплотившийся в героя наших дней.
В самом фильме вообще очень много чеховской эстетики и
настроения. Возможно, это субъективное ощущение, тем не менее в операторской
работе, в мастерски прописанных диалогах Служкина с учениками и остальными
героями фильма есть некий чеховский заряд, придающий еще больше очарования
картине. Кадры великолепно снятых сибирских пейзажей, величественного безмолвия
тайги и суровой мощи горных рек пробуждают в памяти «Остров Сахалин», а
размышления о жизни и смерти пронизаны горьковскими мотивами.
Сами авторы фильма в многочисленных интервью намеренно
уходят от критерия «маленького человека», утверждая, что каждый человек —
необъятный космос. Что ж, по-моему, оба этих положения спокойно уживаются друг
с другом. Ведь вопрос в конце концов заключается лишь в том, насколько любой,
даже «маленький» человек сумеет использовать все богатство своего внутреннего
мира, не дав ему скукожиться до размеров мелкого астероида.
Отдельно стоит отметить практически безукоризненную игру
молодых актеров в роли школьников, которых горе-географ пытается не столько
обучить тому, где протекает какая река, сколько тому, как стать действительно
стоящими людьми. Разумеется, немалая заслуга в этом режиссера — он не стал
педалировать тему «ужаса и мрака» сегодняшней школы, а просто максимально достоверно
изобразил обычный класс школы в глухой российской провинции.
Не могу не упомянуть и прекрасную актерскую игру Елены
Лядовой (жена Служкина), и Александра Робака (удачливый друг географа).
Психологически убедительно сыгранные эмоции уставшей от жизни жены неудачника и
нынешнего «хозяина жизни» внесли дополнительные краски в палитру картины, а
некоторые реплики героев гарантированно уйдут «в народ». Фильм вообще полон
тонкого ироничного юмора.
Многие рецензенты считают, что финал картины нелогичен, ей
не хватает хеппи-энда. Что на это можно сказать? Если вам нужен счастливый
конец, то милости просим на очередные «сталинграды» и «тех еще карлосонов». Если
же вы хотите наблюдать на экране жизнь такую, какая она есть — с
несправедливостью, нелогичностью, подчас лишенную смысла, в которой практически
все происходит по накатанной колее, то «Географ глобус пропил» — ваше кино.
В общем, на экраны вышел фильм, претендующий стать самым
интересным кинособытием уходящего года. Кино, заставляющее нас еще раз задуматься
о том, кто мы, для чего мы живем, что останется после нас. И то, как красиво
сделали это авторы кино, дает нам право надеяться на лучшее.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.