Очень удачная судьба выпала новорожденной ленте киностудии «Беларусьфильм» «Классная». Благодаря рекламе ленту ждали всей страной, да и подоспела она как раз к открытию возрожденного кинофестиваля белорусских фильмов. И название у фильма очень цепкое, и тематика близка сердцу каждого.
Не сказать, что картина безоговорочно всем понравилась, но тронула за душу уж точно. Еще бы: беспроигрышный сюжет о нелогичном распределении лучшей выпускницы педуниверситета Тани Василевской не в Минскую гимназию, как она ожидала, а в отдаленный агрогородок Межречье. Там, даже не дав молодому педагогу как следует освоиться в профессии, хрупкую с виду, но сильную характером девушку назначают сразу классным руководителем трудного 11-го класса. Конфликт в духе «кому здесь командовать парадом» был обеспечен.
В интернете и в жизни нашумевшую картину поругивают, но это сгоряча. Есть в ней, конечно, поводы и для ворчания, и для реплики в духе Константина Станиславского «не верю!». Но, как сказал один классик православной церкви, «все покрывай любовью». И это веский и очень существенный плюс «Классной» – как раз именно с любовью она и сделана. Поставил ее совсем молодой для режиссера 24-летний «киношник» Константин Халецкий. Избранник Богемы вложил в свою работу столько света, искренности и творческой отваги, что получившийся на выходе экранный стиль похож одновременно и на студенческую работу, и на свежее слово в белорусском кинематографе.

Да, не вполне выстроены сюжетные линии и логика поведения героев. Есть излишняя пафосность и неубедительные поступки. Местами улыбку вызывают словно шитые белыми нитками назидательные штампы идеологической работы. Говорят, благодаря Министерству образования сценарий ленты переписывался 12 раз.
При этом великолепно сыграла главную роль молодая актриса Ирина Мороз, точно воплотившая важный посыл: педагоги – это живые люди, способные и переживать, и ошибаться, и обижаться, и прощать.
В «Классной» порадовали и некоторые режиссерские приемы, смело перешагивающие через киношный язык в театральную стилистику. Артистичный импровизированный танец в актовом зале, исполненный молодыми педагогами Таней и Егором, которым они без слов объясняются в любви друг другу, – хороший зигзаг для освежения зрительского восприятия.
И даже скептику трудно было не прослезиться в благостном финале, где мальчик с трудной судьбой Сережа примиряется со своим бестолковым отчимом. В целом от просмотра фильма осталось впечатление простосердечного, очень свежего и очень живого повествования, ярко обозначившего важную человеческую суть учительской работы.
Тамара ГЛУЩЕНКО






Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.