Минувшая неделя ознаменовалась приездом в Брест мэтра российского кинематографа, народного артиста Российской Федерации, лауреата двух государственных премий РФ, генерального директора и председателя правления киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова. Он является режиссером, сценаристом, продюсером таких известных картин, как «Дамы приглашают кавалеров», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Звезда», «Анна Каренина. История Вронского» и многих других.
В кинотеатре «Беларусь» состоялась встреча со зрителями и предпремьерный показ приключенческого детектива «Хитровка. Знак четырех». Ведущие и поклонники задавали вопросы, передавали записки, демонстрируя свои знания и любовь к киноискусству. Предлагаем вниманию читателей «Вечерки» интересные высказывания именитого гостя.
«Замирает сердце, независимо от результата»
– Хочу поблагодарить всех, кто пришел. Это необыкновенное чувство – стоять на сцене и видеть полный зал, — сказал Карен Шахназаров. — Я давно работаю в кино, «сделал» более 20 картин. Но каждый раз, когда проходит премьера, у меня замирает сердце. Я очень благодарен всем зрителям, даже независимо от результата. Конечно, всегда хочется, чтобы картина понравилась.
Я помню премьеру фильма «Курьер» (1986) в кинотеатре «Пушкинский» в Москве, в котором почти две тысячи мест. Зал был набит битком. Я наблюдал за зрителями, нервничал. И смотрю, одна «старушенция» выскользнула из зала… Хотелось «пристукнуть» ее на месте (смеется). Такое у меня было напряжение. Правда, потом она вернулась. И я ей был очень благодарен. Такие вот эмоции вызывают у меня премьеры, встречи со зрителями. И я очень рад, что в Бресте действительно состоялась премьера. Кстати, впервые за последние много лет. И вообще я давно не был в Беларуси.
К тому же прошло всего несколько дней после Дня Победы. Думаю, для любого россиянина и белоруса это очень важная дата. Мой отец два года воевал на фронте. Кстати, освобождал Беларусь. Так что я очень рад побывать в Бресте!
«Давно хотел поработать в жанре детектива»
Карен Георгиевич, расскажите, как появилась идея, о чем ваш новый фильм? Ведь это не совсем типичный для вас жанр.
– Вы посмотрите картину и все поймете. Я очень люблю творчество замечательного русского писателя и журналиста Владимира Гиляровского. («Хитровка» – очерк из сборника В. Гиляровского «Москва и москвичи». – Авт.) Кто не читал, очень советую. Хитровка – это и московский рынок, и один из самых криминальных районов начала ХХ века. Там собирались отбросы общества: босяки, воры, каторжники, грабители… Весьма разношерстная публика.
Мне очень хотелось что-то из этого сделать. Никак не получалось. Потом, как ни странно, история совпала с детективной повестью «Знак четырех» Артура Конан Дойла.
Я давно хотел поработать в жанре детектива, никогда его не снимал. И вот здесь все соединилось. Да, это приключенческий детектив с юмором. Во всяком случае, под поезд там никто не бросается… Картину я снимал для того, чтобы зритель отдыхал. Я давно не делал такое кино. Ну, а дальше пусть оценит публика. Могу только сказать, что там соединяются исторические персонажи, случаи из реальной жизни. В то же время это художественное произведение. Гиляровский действительно водил Станиславского на Хитровку.
«Михаила Пореченкова утвердил сразу»
Большой успех в кино имеют подобранные актеры. Как проходил их отбор? Они были утверждены сразу, менялись?
– Скажу, что это результат большого процесса под названием кастинг. Как советский режиссер, я называю это подбором артистов, пробами. Тщательно подбирали каждого актера. Единственного Михаила Пореченкова я утвердил сразу. На мой взгляд, он очень точно попадает в образ Гиляровского. Он – герой фильма. В главных ролях также Константин Крюков (Станиславский), Алексей Вертков (англичанин), Александр Олешко (Немирович-Данченко), Анфиса Черных (Княжна) и многие другие известные актеры.
Артисты – народ творческий, эмоциональный. Имели место случаи срыва съемочного процесса, курьезы? И как вы выходили из таких ситуаций?
– К сожалению, многое было связано с общей эпидемиологической ситуацией. Некоторые актеры болели ковидом. Поэтому было сложно, приходилось останавливаться, ждать. Срывов съемок не было, но вообще в моей биографии такое случалось. Чего греха таить, связано было с «зеленым змием» (улыбается). В кино все как в жизни… Да, бывало, я снимал актера с роли. Не буду называть фамилий. Это знаменитые личности. Известно, что в «Балладе о солдате» начинал сниматься Олег Стриженов… В кино это бывает. И не только по той причине, которую я называл выше.
При монтаже «Хитровки» не возникала мысль переснять какую-то сцену?
– Если возникала, я переснимал (улыбается. Смех в зале и аплодисменты). Это случается. Бывает, что-то не получается. Это как сцена. Или понимаешь, что в чем-то был неправ. Тогда приходится переснимать или вырезать. Это тоже вариант. Зависит, насколько эта сцена нужна. Так что бывало и так.
Дед не понимал, что это кино…
Почему и как вы пришли в кино?
– Расскажу историю. Она из жизни, ее рассказывала моя мама. В 1930-е годы мой дед Григорий Иванович после коллективизации уехал из деревни, завербовался на работу в Москве. Был таким крестьянином-гастарбайтером. Столица тогда активно строилась. Приезжие жили в бараках. Рядом был клуб, где показывали фильмы. Однажды привезли картину «Мы из Кронштадта» (1936). Это классическая советская картина о мужестве балтийских моряков во время гражданской войны. Надо сказать, что мой дед до этого служил на Балтийском флоте. Картин тогда было мало, их показывали по две-три недели. И дед стал ходить на этот фильм каждый вечер. И на седьмой раз бабушка Домна спросила: «Зачем ты ходишь на этот фильм? Хватит уже». А он говорит: «Понимаешь, там корабль показывают. И на мостике капитан стоит. А мое место было за капитаном. Я каждый раз иду и думаю, может он сегодня подвинется и… все увидят меня. Я же там всегда стоял».
На мой взгляд, в этой истории много прекрасного, наивного зрительского восторга. Дедушка искренне верил, что в какой-то момент этот актер-капитан (он не понимал, что это актер) подвинется, и там появится он… Я бы очень хотел, чтобы современные фильмы, в том числе «Хитровка», вызывали именно такие наивные чувства. Это то, за что я люблю кино… Мы верим в то, что нам показывают, что это жизнь, которая входит в нас, имеет непосредственное отношение. Может ради этого я и пришел работать в кино… Спасибо всем вам за внимание.
Сергей ЛАНСКОЙ
P.S. Во встрече со зрителями приняли участие Иван Шахназаров, сын Карена Шахназарова, российский актер, режиссер, сценарист. В «Хитровке» он занимался съемками трюковых сцен. А также генеральный директор ООО «Мосфильм-мастер» Евгений Бейлин. Премьерный показ фильма «Хитровка. Знак четырех» состоялся в Москве 18 мая.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.