Неофициальные календари извещают, что 11 ноября якобы всемирный день шопинга. Это не праздник, в ходе которого встречаются в торговом зале продавец и покупатель, чокаются бокалами и преломляют батончик сервелата. Шопинг – неспешное блуждание по хорошим магазинам с неярко выраженной целью что-то обязательно купить.
Китайский след
Вообще-то шопинг существовал задолго до того, как этим понятием обозвали обычный ноябрьский денек. Со временем оно приобрело дополнительный смысл: торговые фирмы пристегнули к просто гулянию по торговым точкам систему скидок, привязанную к определенному сезону, или месяцу, или дню. И появился специальный скидочный термин «черная пятница». Здесь все психологически верно: в пятницу народ закупается на выходные, а то и на неделю вперед, а «черная» она потому, что из любви к покупателям продавцы идут чуть ли не на убытки, чтоб только им, любимым, угодить.
День шопинга пришел из Китая. В этой стране еще в 90-е годы прошлого века был популярен «праздник холостой жизни». Холостяк любого пола ассоциировался с цифрой 1. Таким образом дата 11.11 как бы обозначала целую компанию холостяков. В 2009 году китайская компания Alibaba Group запустила в своей стране аналог «черной пятницы», но приурочила день скидок к 11 ноября, независимо от того, пятница это или понедельник. В 2014 году день шопинга дошел до России и близлежащих стран.
Проект имел целью составить конкуренцию таким торговым предложениям, как «черная пятница» и «киберпонедельник». Правда, сегодня все три худо-бедно сосуществуют. В Европе по части скидок нет строгой привязки к одному дню. Скажем, в продовольственных магазинах разнообразные скидочные акции на разные группы товаров могут действовать на протяжении всего года.
В магазинах одежды и обуви массовые скидки проводят при смене времен года. Дата 11.11 также используется активно во всех видах торговых предприятий, но со своей спецификой. В одной компании под крупно изображенной датой «11.11» написано более мелким шрифтом, что акция скидок на все товары проводится с 28.10 по 09.11. Получается, день шопинга пристегнут для пущего завлечения народных масс?
Как торговля навязывает потребности
Как всякое явление экономической жизни, торговля подвержена законам рынка и стремится, учит политэкономия, к укрупнению и сращиванию, когда более сильные компании поглощают более слабых. Так возникают крупные торговые сети. Являясь по сути конкурентами друг другу, они имеют общую цель – завлечение в свои сети (торговые) как можно больше покупателей. Так у населения формируется «процесс внушения потребностей».
По данным университета Беркли (Калифорния, США), около 70 процентов покупок, которые делают посетители супермаркетов и больших магазинов, оказываются не запланированными заранее, более половины покупателей совершили покупку уже непосредственно в месте продаж. Только 20 процентов граждан управляют своим выбором, то есть идут в магазин целенаправленно, для остальных все зависит от цепочки сложившихся обстоятельств.
Основная цель для продавцов товаров массового спроса – холостые мужчины и незамужние женщины в возрасте 35-49 лет: они тратят на еду и напитки в два раза больше денег, чем люди семейные. Потребительский рынок не заинтересован в развитии института брака еще и потому, что у холостяков значительно меньше средств идет на так называемое отложенное потребление – на учебу детей, им же, подросшим, на жилье.
Исследования по потреблению одежды показали, что примерно 41 процент населения меняет весь гардероб раз в квартал – перед началом нового сезона. Каждый пятый позволяет себе обновки не реже, чем раз в месяц. Эту тенденцию отражает появление «фаст фэшн» (fast fashion) – быстрая мода – направление в модной индустрии, ориентированное на молодежь.
И в конце концов общее оскудение духовности, культурной жизни на планете сформировало новую форму проведения свободного времени. Почти сто процентов респондентов одного социологического исследования сказали, что для них поход в магазин стал формой досуга, развлечения, выхода в люди, формой общения, почти праздником. Ведь праздник – это временный уход от реальности. Как в античности – хлеба и зрелищ!
Иван ОРЛОВ
P.S. В этом году 11 ноября выпало на понедельник. Может быть, поэтому в Бресте, в частности, не наблюдалось никаких особых акций в стенах предприятий торговли. Обычный тяжелый день, потому что – понедельник. В парочке магазинов продовольственной группы не оказалось в продаже обыкновенных спичек, а в салонах бытовой техники никто спичек и не обещал.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.