На Радоницу принято посещать кладбища, и, конечно, накануне многие стремятся привести могилы близких людей в порядок. Однако в последнее время в этом простом деле появилась этически деликатная и экологически неприемлемая загвоздка.
Ухаживающие за могилами люди массово стали укомплектовывать подопечные им погребения чрезвычайно проблемными для дальнейшей утилизации искусственными цветами. К следующему сезону после праздничного возложения эта масса превращается в горы потрепанного пластика, что уже впору объявлять экологическим бедствием. В Минприроды подсчитали, что каждый год на мусорные полигоны республики вывозится около миллиона штук отслуживших цветочных муляжей. Если точнее, то этой массой можно покрыть площадь пяти стандартных футбольных полей.
Это при том, что для разложения материала, из которого искусственные цветы изготавливаются, должно пройти от ста до пятисот лет! Изготавливается кладбищенская «флора» из пластика, полиэстера, латекса. Для прочности обрабатывается химикатами, а поверх окрашивается ядовитыми анилиновыми красками, способными вызывать головокружение, головную боль, общую слабость.
Пока зловредная масса остается нетленной, она насыщает своим ядовитым составом почву, воздушный слой и грунтовые воды. Не менее, чем при утилизации на свалке, окружающая среда страдает при сжигании отслужившего «украшения». При этом в воздух активно выделяются тяжелые металлы, отравляющий все живое диоксид и другие примеси.
Казалось бы, осознав столь тяжелый побочный эффект от неуместной «моды», наши сознательные сограждане быстро договорятся от нее избавиться, для чего примут самые действенные меры. При этом каждому должно быть ясно, что таковая коррекция не исключает уважения к кладбищенским погребениям, но направлена на защиту здравствующего живого мира. И, если законодателям труднее пресечь покупку поддельных цветов из-за деликатности их назначения, то вполне осуществимым и даже ожидаемым стало бы запрещение кичливого бизнеса как такового.
К сожалению, пока все осознание сводится лишь к отдельным информационным полумерам. Интернет полон репортажей с предпраздничных навороченных цветастой синтетикой рынков. Корреспонденты спрашивают мнение продавцов и покупателей под бойко идущую торговлю. Общее мнение потребительской стороны звучит так: «Все покупают, и я тоже. Когда это запретят законом, тогда и я перестану их покупать». Ему вторит представительница нахимиченного бизнеса: «Об этом уже столько говорят, а что-то никто меньше покупать не стал. Наоборот, продажи перед праздниками у нас растут. Значит, людям это важно и нужно».
Только не надо называть укоренившуюся моду традицией. Как раз по традиции всегда было принято украшать могилы простым декором: рушниками, лентами, кустарниками, живыми цветами. А неуместно многокрасочная синтетика пришла в наши края лишь в середине 90-х годов перестроечного века.
Вносят свою лепту в просвещение и православные священники: «Искусственные цветы и пластиковые венки – это подделка, символ лукавства и обмана. И, раз мы верим, что у Бога все живы, разве уместно нести фальшивую «красоту» вашим почившим телом, но не душой, близким людям?» Коротко и ясно тему закрыл молитвенно обходящий один из погостов иерей: «Усопшие ждут не кричащих украшений, а искренней молитвы об их душах. А могилу достаточно содержать в чистоте».
Тамара ГЛУЩЕНКО
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.