Все гуманитарии в той или иной степени помнят известные
силлогизмы из формальной логики. От классического, аристотелевского – «Все люди
смертны, Сократ человек, Сократ смертен» – до шутливого – «Все кролики едят
морковку, профессор ест морковку, профессор кролик». Но, видимо, мало кто из
выпускников знает, что логика уже фактически не изучается в вузах, её перевели
в разряд непрофильных, необязательных предметов и теперь лишь добрая воля того
или иного университетского чиновника
может способствовать сохранению этой дисциплины в учебной программе. Тут ведь вопрос даже не в том, что логику
изучают во всех западных, да и российских классических университетах и изучают
много, причём в обязательном порядке. Вопрос в другом: кому и зачем
понадобилось у нас извести под корень дисциплину, которая худо-бедно учит
мыслить рационально (не скажу –
«правильно мыслить», потому что никто толком не знает, а что это значит,
мыслить правильно).
Причин здесь видится несколько. Самая простая, которая на
виду: «продавливаются» узко клановые, узко профессиональные интересы, связанные
с собственными приоритетами. Скажем, сложно понять, почему логики в учебных
программах нет, а вот на изучение истории Великой Отечественной войны отводится
масса часов. То же самое происходит и с белорусским языком. Зачем, если в школе изучали?
Вторая причина связана с общей тенденцией постмодернистского
характера. Нынче рационально мыслить не модно, классика вообще «вторична». В
фаворе разного рода изыски, вроде поиска смыслов, интерпретационного своеволия,
приоритета формального начала над сущностным. И дело ведь не в том, плох
постмодернизм или хорош, а в том, что за бортом пытаются оставить классическую
школу мышления, от которой, как минимум, вреда не будет.
Есть и третья причина – пресловутый прагматизм и столь же
пресловутая креативность. Мыслить рационально – это всё же думать, соображать,
а не только бежать со всей креативной прытью по жизни. Думать нынче тоже не
модно. Какое там думание – «бабки» надо заколачивать. Конечно, нынче не
неспешный XIX век на
дворе, с его чтением романов в семейном кругу у камелька, свечами и пледом на
коленях. Нынче даже не ХХ век с его
кризисами и поисками интеллектуальных альтернатив. Нынче XXI век и на первом месте бег по пересечённой
местности, называемой жизнью. Поиски альтернативы закончились тем, что их число
увеличилось в кратном размере, а истину предложили считать продажной девкой
империализма.
Аристотель, отец формальной логики, бродил со своими
учениками по берегу моря и рисовал на песке фигуры силлогизмов. Его слушали с
благоговением. Была уверенность в том, что сила человеческого мышления
всесильна, хотя до века Просвещения ещё было далеко. Нынче студент читает фразы,
вроде «Последняя брачная ночь» или
«Лучше водки хуже нет» и думает: есть ли
в них логические ошибки? И как найти ответ без тех же законов логики, правил
классического мышления? Да, многое можно заставить человека сделать по
собственному желанию, вот только нельзя заставить избегать глупостей.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.