Девушка из Бреста, не найдя работы на родине, устроилась дальнобойщицей в польскую фирму. Сделала это через легального белорусского посредника. Отучилась на стандарт Е95, сдала медкомиссию и психотест. Оформление административных процедур заняло 4 месяца. Прибыла с автобусом под Познань, выбрала себе напарницу для стажировки. И отправилась в свой первый рейс в Германию. Платили стажерке 5 евро в день. Потом, конечно, больше.
Режим нон-стоп
По первым впечатлениям, крутить баранку девушке не так уж сложно. На погрузке/разгрузке поддонов за 4 месяца прилично «подкачалась». Но вот во взаимоотношениях с напарницей и с фирмой-работодателем пришлось туговато.
Объясняет сама Наталия: «Замкнутое пространство кабины давит: первую неделю вы притираетесь, потом всё в напарнике начинает раздражать. Мы ссорились и мирились, но это всё женские эмоции».
Ей вторит и дальнобойщик из Бреста Вячеслав, также работающий в Европе: «Я с собой стараюсь не брать даже сыновей. Проще ехать одному. Но фирме выгоднее посадить в кабину двоих, особенно если груз в холодильнике или перевозится на дальнее расстояние. Получается режим нон-стоп, ты номинально отдыхаешь, но попробуй выспись на боковом сиденье во время движения».
Проза жизни
Работа за себя и за напарницу – с этим столкнулась и Наталия. Проза жизни – стиральные машины, душ и туалеты – сделаны как будто только для мужчин, и работодатель за них не платит.
Дальнобойщик в Германии постоянно ведет гонку со временем. СМС-ки, таймеры, когда прибыть и убыть, 15 минут на разгрузку – это, конечно, выматывает. С другой стороны, всё ясно на часы вперед. Большая взаимовыручка между водителями – русскими, белорусами, украинцами, казахами, да и с поляками всегда можно договориться.
Хозяину выгодно, водителю – нет
Если фирма-автоперевозчик не платит за пользование автобанами, ты или едешь третьестепенными дорогами, или будь готов иметь дело с BAG или BALM. Это немецкие аналоги нашей транспортной инспекции по вопросам контроля за дорогами, рабочим временем водителей, техническим состоянием ТС, оплатой движения по магистралям.
Фирма компенсирует штрафы, не проблема. Но на водителе они все равно «висят», так может дойти и до депортации, и до запрета на въезд в ЕС. А поляк возьмет на то же место другого или другую. Это стратегия крупных восточноевропейских перевозчиков. И они только в плюсе.
«По 800 злотых сняли с моих коллег за визы в Британию, и это только их издержки. Хочешь ехать на острова – плати сам», — рассказывает брестчанка.
Не дожидаясь второго штрафа
«На мне всего один штраф, – говорит Наталия. – Но второго я дожидаться не стала и уволилась». Не жалеет о принятом решении. Но и о первом порыве изменить жизнь – тоже.
«Нерасчеты, проблема с каботажем, трудности с парковкой, воровство топлива – самые распространенные вызовы, которые поджидают белорусского дальнобойщика в Европе, – заявляет Вячеслав. – У тебя воруют четверо, а ты один. Смельчаков выйти из кабины ночью мало, тем более груз, как правило, застрахован. Но если речь об особо опасных грузах, химвеществах, тут полиция приедет сразу же».
Осторожность «с запасом»
Наталия в движении по европейским дорогам, по ее словам, проявляла осторожность «с запасом». Разрешено на каком-то участке ехать 50 – ехала не выше 30. Дети, пожилые, велосипедисты… В Германии с контролем шутки плохи, страдает твой же карман. Да и остановить груженую фуру на скорости 80 км в час – не легковой «фольксваген». «Я старалась не рисковать, держать дистанцию, – говорит Наталия. – Один на легковухе подрезал, выскочил вперед меня, я – по тормозам, начинает реветь моя сигнализация (так устроена система), тормоза блокируются, в общем, еле вырулила из той ситуации».
Есть проблема пьянства за рулем. Те же восточноевропейцы нередко этим грешат, причем напарники не исключение. Два пьяных в кабине, а на фуре чуть руль повернул – и ты уже сошел с трассы.
Баварская романтика
Но и плюсы есть. В города фурам заезжать нельзя, но от гор в Баварии нельзя было удержаться, даже если ехать на такси. «Красота! – констатирует Наталия. – Такого не видела нигде!» Стоит отметить, что есть в Германии понятие «романтише штрассе», то есть дорога не по автобану, а более медленная, но с живописными видами. Многие выбирают именно такие маршруты.
«Я попробовала европейского хлеба, — говорит собеседница. – Но четыре месяца вне дома неминуемо сказываются и на семейной атмосфере. Больше так надолго никуда не поеду». Сейчас она ищет работу в родном отечестве. В Бресте зарплаты стартуют от 650 рублей. Водители в дефиците, но престижные фирмы укомплектованы, а в другие никто не идет. Остается… таксовать. Либо осваивать другую профессию.
Николай РАПАНОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.