— Моё раннее детство связано с годами, когда папа воссоздавал крест Евфросинии Полоцкой, рассказывает Петр Кузьмич, сын Почетного гражданина Бреста, художника-эмальера, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, Николая Кузьмича. — Крест он начал делать в 1992 году и закончил в 1997-м, мне уже было девять лет. Папа часто брал меня в мастерскую на Гродненской. И я впитал ее запах и всю атмосферу тех лет. Помню, как его сопровождала вооруженная охрана, и я понимал, что папа делает что-то серьёзное. Я вертелся рядом, забивал гвозди, крутил гайки и болты. Мне это очень нравилось. Однажды распилил старый стул, не знал его ценности — папа меня ругал.
В эти годы нас окружали очень интересные люди, которые сильно повлияли на мое мировоззрение. Мы ездили к владыке Филарету в епархию. На меня, тогда маленького ребенка, сильное впечатление произвел запах: рядом была пекарня, и эти встречи с митрополитом ассоциировались с густым запахом хлеба. Владыка приглашал нас в свою келью, где была большая трапезная, и мы кушали там гречку.
Люди, с которыми общался отец, стали главным воспитательным моментом в моем детстве. Папа много общался с докторами исторических наук Татьяной Ивановной Макаровой и Леонидом Васильевичем Алексеевым. Они часто приезжали к нам на Гродненскую, чтобы отслеживать этапы работы над крестом Евфросинии Полоцкой. Помню, как Татьяна Макарова говорила: «Где же трепет перегородок?» Перегородчатая эмаль должна быть живая, передавать особенности ручной работы.
Ещё папа дружил с режиссером Борисом Луценко, мы останавливались у него дома, когда приезжали в Минск. Он мне рассказывал про драматурга Андрея Макаёнка, и я жадно слушал эти рассказы — понимал, что такие детали больше ни от кого не узнаю. Папа создал мне особую «среду обитания», которая воспитала меня.
Про свою жизнь он говорит одно: надо работать. Ему никто не помогал — ни советом, ни в работе. Поэтому я очень ценю каждое его слово, подсказку. Он одобрил мой профессиональный выбор, когда я поступил в Белорусскую академию искусств на специальность «Декоративно-прикладное искусство». Первоначально занимался керамикой, а потом увлекся металлом, стал делать ювелирные украшения, особенно нравились браслеты. Отец поддержал, а кто меня научит так, как папа?
Если честно, сначала мои украшения никто не покупал, денег не было. А потом жизнь направила: познакомился с интересным человеком, он купил все мои работы и заказал 12 икон «12 апостолов».
До сегодняшнего дня мы с папой работаем рядом. Показываю ему каждую свою работу, анализирую — надо постоянно оттачивать мастерство.
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.