
В просторном кабинете ректора университета имени Пушкина Юрия Петровича Голубева находятся большие напольные часы в деревянном корпусе, которые каждый час наполняют помещение негромкими, гулкими и торжественными звуками боя часов. Этот исторический экспонат 80 лет принадлежит вузу и имеет инвентарный № 1 – это первый предмет, приобретенный для учебного заведения в далеком 1945 году. Для того, чтобы маятник не застыл на одном месте, периодически нужно подтягивать цепь, на которой висят гири. На в шутку заданный журналистом вопрос, входит ли это в должностные обязанности ректора, Юрий Петрович так же с улыбкой ответил утвердительно. Дальнейший наш разговор привел к мысли, что главную свою задачу руководитель вуза видит в том, чтобы здесь не остановилось время, чтобы успевать и даже опережать процессы, происходящие в современном образовании в частности и в жизни вообще.
– Юрий Петрович, расскажите, почему нужно поступать в БрГУ имени Пушкина? Какие преимущества, на Ваш взгляд, имеет вуз для обучения по сравнению с другими региональными или, может, даже столичными?
– Наш университет старейший в области, он имеет богатые традиции. Эти традиции основаны на прочном фундаменте как историческом, так и человеческом, кадровом, – у нас очень квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Это и формально подтверждается очень высоким процентом преподавателей с ученой степенью доктора-кандидата наук и теми результатами, которые показывают наши преподаватели в том числе в науке. Это подтверждается качеством и востребованностью выпускников нашего университета. Могу сразу сказать, по некоторым направлениям мы даже не можем удовлетворить все запросы наших заказчиков, но стремимся к этому. Мы регулярно мониторим ситуацию, взаимодействуем с предприятиями, организациями, учебными заведениями, куда наши выпускники идут строить свою профессиональную карьеру, и видим, что этим качеством наши заказчики довольны.
Как весомый аргумент для поступления именно к нам — БрГУ им. Пушкина входит в топ-2000 вузов мирового рейтинга.
А еще – в университете очень живая атмосфера, университетская в истинном смысле этого слова. Это на самом деле дорогого стоит и важно, потому что от того, в какую среду попадет человек, во многом зависит результат. А тот результат, к которому мы стремимся и хотим достичь – это подготовка профессионала высокого качества, патриота, гражданина, человека готового в первую очередь к жизни вообще и к профессиональной деятельности в частности. И, как мне кажется, неплохо с этим справляемся.
– Для того, чтобы справляться с этимизадачами, нужны достойные кадры. Скажите, какие источники преподавателей, сотрудников университета и насколько высоки требования к ним?
– Облик университета, его достижения, обеспечение всех его рабочих процессов, в том числе главного – образовательного, подготовку специалистов – конечно, обеспечивают люди. Университет – это люди. Как бы ни казалось затертым это утверждение, но оно истинно абсолютно. Подбору кадров на все позиции, не только преподавательские, уделяется огромное внимание. Но если говорить о преподавателях, то скажу, что в нашем университете большинство их как раз являются выпускниками пушкинского университета. А это значит, что мы в работе со студентами ставим задачу и можем увидеть, зажечь, поддержать человека, разглядеть в нем потенциал будущего преподавателя и ученого. Это делается целенаправленно, с первого курса. Я и своих коллег ориентирую на это всегда, и сам, встречаясь со студентами первого курса уже на первой неделе их учебы, говорю: «Вы пока даже не догадываетесь, но в этой аудитории сидят наши будущие коллеги. Кто-то из вас изберет эту стезю, а мы вам поможем». Уверен, что эта мысль должна быть у каждого из них, и это зернышко надо бросить заранее. Поэтому большая часть наших преподавателей, наш главный ресурс – это наши же выпускники, но не только.
У нас хорошие связи с вузами Беларуси, с зарубежными партнерами, с научными организациями. Мы активно используем это и в образовательном процессе, и в науке. Приглашаем в университет ведущих ученых из-за рубежа, сами выезжаем на стажировки в ведущие научные школы прежде всего Российской Федерации – в Москву, Петербург, Екатеринбург, Ярославль… Это действительно позволяет расширить горизонты преподавателям, ведь обмен опытом в живом формате ничем не заменишь. И это, конечно, благоприятно сказывается на результате.

В современном мире нельзя обойтись без применения информационных технологий, поэтому используем и дистанционный формат обучения, колоссальный опыт в освоении которого мы получили в пандемийные времена. Но мы твердо убеждены, что полный переход на дистанционное обучение по ряду причин невозможен. Он показывает свою эффективность, но в решении более узких или специфичных образовательных задач, таких как обучение взрослых, смешанное обучение, когда комбинируется очный и онлайн-формат. Например, в такой технологии, как перевернутый класс, когда студенты или обучающиеся сначала изучают материал самостоятельно, а затем он прорабатывается в аудитории. Но панацеей это быть не может. Этот формат возможен, если обеспечен соответствующей мотивацией со стороны обучающегося, когда он сам может организовать, уже обладая соответствующим опытом, свое обучение.
Но тем не менее, конечно, используем технические новинки. Используем, в том числе, и открывшиеся сегодня возможности, которые представляет искусственный интеллект. Ему можно «поручить» рутинную работу по анализу больших объемов информации с последующим безусловным критическим анализом и верификацией. Он способен перелопатить за короткое время (а временной ресурс сегодня бесценен!) огромный объем информации, с которым в последующем уже легче работать. Но обязательно, еще раз повторю, должен быть проведен анализ этих наработок естественным интеллектом.
– Какие новации были внедрены в университете за последние несколько лет? Новые специальности, кадры, проекты и т. д.?
– Мы знаем, что сегодня век технологий, век очень стремительно изменяющихся тенденций, принципов технологий в том числе, в разных отраслях. И, конечно, мы должны в идеале обеспечить опережающую работу. Это очень сложная задача, едва ли достижимая, но к этому стремиться нужно, по крайней мере, надо себе такую цель ставить и понимать, что ты всегда должен быть хоть на полшага, но впереди. Чтобы выпускники, которых мы готовим, не запаздывали, а придя на рабочие места, были как минимум вровень с тенденциями. И в этом русле планируется открытие новых специальностей. Мы, конечно, опираемся на те наработки научной школы, которые у нас в университете созданы, успешно работают и дают результат, но главенствующий фактор – это востребованность.
В 2026 году состоится первый выпуск специальности «Урбанология и сити-менеджмент». Специальность уникальна в масштабах страны и не только и пользуется большим спросом в проектных организациях, в системе ЖКХ, в структурах органов власти. Ребята-выпускники уже практически все знают, где они будут работать. Чтобы подготовить специалистов, мы активно приглашали преподавателей из ведущих научных центров, таких, как российская Высшая школа экономики, Московский строительный университет. Кстати, в скором времени в очередной раз оттуда приедет к нам профессор, член-корреспондент Академии наук по направлению градостроительной политики, урбанологии и будет работать с нашими ребятами. Используем онлайн-формат, также привлекаем из местных органов власти, ведущих организаций специалистов, которые этими аспектами занимаются. Хорошо взаимодействуем с нашими коллегами из Брестского техуниверситета. Активно ездим на стажировки. У ребят этой специальности очень насыщенная программа практики. Но опора в преподавании этой специальности ставится прежде всего на свои кадры. На факультете естествознания она родилась совершенно осознанно, проект был проработан ведущими специалистами, профессорами, доцентами факультета и получил свою реализацию. Хотя новое всегда сложно пробивать, здесь все удалось: придумали, разработали и утвердили необходимые документы и открыли эту специальность первыми в республике, и мы пока единственные, у кого она есть.

Опираясь на потребности экономики Беларуси и образовательной сферы, а также на хорошие научные школы, которые сформированы в университете на факультете естествознания, мы открыли в этом году специальность «микробиология». Исходя из таких же принципов, открыта специальность «страноведение и переводческая деятельность». В квалификации этого специалиста звучит – географ, преподаватель, переводчик. Он будет востребован в школах, где сложно загрузить специалиста одним предметом. Здесь география и иностранный язык очень хорошо сочетаются.
На факультете иностранных языков мы активно движемся вперед в плане взаимодействия с Китаем и изучения китайского языка и культуры. О востребованности этого направления говорить не приходится. Здесь у нас, конечно же, большое подспорье – это Институт Конфуция, созданный в партнерстве с Аньхойским университетом. Главный результат нашего сотрудничества – это курсы китайского языка, на которых работают 11 носителей языка, профессионально подготовленных для преподавания китайского языка как иностранного. Эти курсы востребованы людьми от детсадовского возраста до пенсионного. С учетом наших школ-партнеров на них занимаются около 500 человек. На факультете иностранных языков мы открыли направление «английский и китайский», и здесь мы используем бесценный ресурс носителей языка и готовим своих преподавателей. Нет сомнения, что выпускники этой специальности тоже будут нарасхват.
Институт Конфуция, кстати говоря, был открыт 5 лет назад, и мы в эти дни будем праздновать еще и его маленький первый юбилей. К нам приедет представительная делегация из Аньхойского университета. Мы будем здесь решать рабочие вопросы, связанные с функционированием Института Конфуция на нашей площадке и Центра изучения Беларуси в Аньхойском университете, который там создан и тоже успешно работает. Кроме этого, китайские партнеры привезут к нам артистов, и состоится хороший концерт.

Безусловно, мы думаем над открытием и других специальностей, только все карты не буду раскрывать. Будет результат – тогда будем рекламировать. Только могу сказать, что абсолютно на каждом факультете ведется работа по разработке и внедрению новых специальностей с учетом наших возможностей и возрастающих потребностей нашего образования, экономики, общества.
– Распределение выпускников требует усилий или их востребованность высока? С чем это связано, на Ваш взгляд?
– С распределением проблем нет. Вообще! Я постучу, конечно (стучит по столу. — Авт.). Потому что распределение каждый год – это как первый раз. Это же касается и вступительной кампании. Действует очень много разнообразных факторов, и просчитать, спрогнозировать всё очень-очень сложно. В прошлом году были такие… не скажу проблемы, но были опасения. По некоторым специальностям мы едва ли наполовину закрываем заявки, а по некоторым – меньше 20 %. Происходит это потому, что на момент поступления нынешних выпускников заказчики не совсем ответственно отнеслись к формированию заявки. А нам ведь выделяют бюджетные места не «с потолка», а под конкретную потребность, которая должна быть документально подтверждена. И чтобы из этой ситуации с течением времени выйти, мы в прошлом году на 40 % увеличили количество бюджетных мест и в этом году не так сильно, но тоже увеличили, руководствуясь «железобетонным» аргументом – востребованностью. Конечно, это риски, которые мы берем на себя осознанно. Но набором мы в этом году довольны.
– Как Вы оцениваете материально-техническую базу университета? Что хотелось бы модернизировать, построить?
– Хотелось бы построить университет, где рождается будущее! Это в широком понимании. Такие амбициозные цели нужно ставить перед собой. Мы так и делаем, в общем-то. А что касается приземленных вещей, то, как говорил классик, без базиса надстройки не построишь. Университет должен обладать соответствующими ресурсами, чтобы обеспечить высокое качество подготовки, в том числе и материальными. Поэтому на материально-технической базе делаем большой акцент. Конечно, можно констатировать, что сегодня эта база нуждается в существенном обновлении. И у нас есть совершенно конкретные планы на этот счет, уже ведется проектирование ремонта ряда объектов. Хотя текущие ремонты у нас уже идут давно, окна заменили в коридорах, аудиториях. Мы хотим и внешне обновиться, все-таки здание главного корпуса в центре города. Сейчас оно, что называется, в первозданном виде с момента постройки. Входная группа тоже нуждается в обновлении с применением современных подходов. Есть вопросы и по техническому состоянию, потому мы не только наведем внешнюю красоту, но и обеспечим современные требования по тепловым и другим техническим параметрам. Нуждается в реновации спорткомплекс. Ну и, конечно, наша жемчужина – старый корпус, украшение центра города. Там внутри обновим коммуникации, сделаем текущий ремонт. Возле старого корпуса у нас долгое время не эксплуатируется спортивный зал. Естественно, его надо вовлекать, что называется, в оборот. Мы этот вопрос уже продумали. Не буду раскрывать секреты, что там будет, но к реализации проекта скоро приступим. Мы продумали 5-летний план работ по всем объектам, которого и будем придерживаться. Благо, бюджетное финансирование на эти цели выделяется.

– Важный аргумент для поступающих особенно из-за пределов города – наличие общежития и условия в нем. Насколько удовлетворяются потребности приезжих студентов?
– Наличие общежития – это важный фактор. На текущий момент обеспечиваем всех нуждающихся. А что касается создания условий, то мы уже начали и успешно реализуем ремонт общежитий на ул. Пушкинской, переустройство комнат делаем в современном стиле, создаем соответствующие удобства для студентов. Этому аспекту мы тоже стараемся большое внимание уделять. Понимаем, что надо кардинально решать вопрос со старыми общежитиями на Дзержинского-Ленина, но сделать все сразу невозможно, потому там реновации предстоят в более долгосрочном периоде.

– Современного человека, специалиста невозможно представить не владеющим современными техническими новинками и не использующим их в жизни, в работе и обучении. Как обстоят дела в вузе с обеспеченностью техническими средствами?
– Это действительно очень важный вопрос. Выделение средств на оборудование происходит регулярно, и здесь нам грех жаловаться. Могу сказать, что закупки его мы увеличили кратно в этом году в сравнении с прошлым. Большое внимание уделили обновлению компьютерного парка, компьютерных классов и оснащению всех аудиторий мультимедийной техникой, планшетами, смарт-бордами, интерактивными досками, панелями. Этим активно пользуются наши преподаватели, и даже требуют, чтобы эти новинки появлялись. Сейчас покупаем лабораторное оборудование для обучения микробиологов. Оно очень дорогостоящее, но мы понимаем, что должны учить наших студентов на современном профессиональном оборудовании, а специалистов для этой сферы – тем более. Ведь от этого во многом зависит жизнь человека в полном смысле этого слова. Обновляем также спортинвентарь, многое запланировали к закупке на следующий год, в частности для оснащения современным оборудованием лабораторий физико-математического факультета.

– На самом высоком уровне сейчас ставится задача зарабатывать, в том числе и научная деятельность должна быть нацелена на практическое применение результатов. Кроме привлечения студентов на платную форму обучения и экспорта образовательных услуг, есть ли еще какие-то источники пополнения казны университета?
– Безусловно, есть! Университет – это место, где сконцентрированы знания, интеллект, можно так сказать. Вуз через своих преподавателей обладает бесценным набором компетенций, это в полном смысле слова экспертный центр по ряду областей. Мы тут не претендуем на полный охват, но наша сфера – это социогуманитарное и естественнонаучное направления. Вот этот, в хорошем смысле, ресурс, конечно, можно и нужно использовать и для оказания услуг, в том числе и платных, в разных областях. Хороший пример в этом плане наш ИПК (Институт повышения квалификации), который предлагает разные варианты и повышения квалификации, и краткосрочные курсы, и переподготовку. Второй, не менее важный, вариант – научные исследования. Это тоже можно монетизировать, и этим успешно пользуются многие университеты, выполняя заказы в интересах различных организаций, в том числе зарубежных. Скажу откровенно, для университета это в большей степени задача на будущее, чем то, чем можно сегодня похвастаться в смысле объема выполняемых работ. Но в этом направлении работаем и смотрим вперед.
– Существует ли взаимодействие с местными структурами власти, учреждениями и представителями брестского бизнес-сообщества в плане в том числе и разрешения возникающих потребностей университета?
– Мы плотно встроены в общество в целом. Тесное взаимодействие с органами власти имеем в обеспечении, например, идеологической работы. Наши преподаватели активно участвуют в единых днях информирования через общество «Знание», которое фактически действует на базе университета (Ю.П. Голубев возглавляет областную организационную структуру общества «Знание». — Авт.). Мы, конечно же, задействованы во множестве мероприятий, которые проходят в регионе и городе. Наши студенты участвуют в ходе практик в разных активностях, в раскопках, например, в летних практиках в лагерях, студотрядовское движение хорошо развито и дает великолепный результат. Ребята, которые проходят через студотрядовскую жизнь во всех ее проявлениях, не только зарабатывают деньги, они совершенно другими становятся. Это работа в команде, которая формирует в человеке много необходимых будущему выпускнику качеств. Мы ориентируем всех абсолютно наших студентов на то, что в будущем они – элита в хорошем смысле этого слова, они будут руководить коллективами, даже если об этом сегодня не задумываются. Ведь класс – это тоже коллектив, если говорить о педагогическом направлении.
Есть у нас и организации, с которыми налажены хорошие отношения и которые готовы откликнуться на решение возникающих потребностей. Мы очень благодарны в этом плане ОАО «Остромечево», «Савушкину продукту», «Белалко», «Санте» и другим партнерам.
– Лет еще 10-20 назад была тенденция: главное – получить «корочки» о высшем образовании, а не определенный багаж знаний, который целенаправленно будешь использовать в своей профессиональной деятельности. Как обстоят дела сейчас, престиж высшего образования растет?
– Я считаю, что растет. Конечно, были разные времена, был период становления национальной высшей школы, время ее бурного роста в плане количества студентов в середине нулевых. Мы гордились тем, что занимали чуть ли не второе место в мире по количеству студентов. Но этому были причины. Надо было увести молодежь с улиц в прямом смысле этого слова. И высшая школа, обладая колоссальным ресурсом в плане воспитательной работы, преподавательского состава, конечно, подключилась к решению этой задачи. Но эта ситуация преодолена. Сегодня основной акцент в работе высшей школы – это подготовка кадров под конкретные запросы и нужды экономики и социальной сферы. Целенаправленно реализуя эти задачи, университеты не могут себе позволить готовить кадры в никуда. По крайней мере, мы делаем все для того, чтобы наши ребята с первого курса понимали, зачем они пришли в университет, где они будут работать, чем им предстоит заниматься. Даже если это платное обучение, где степень свободы значительно выше при выборе пути после получения диплома, все больше и больше ребят выбирают, можно сказать, аналог распределения. После завершения распределения студентов-бюджетников мы предоставляем оставшиеся места на выбор для своих платников. И количество тех из них, кто выбирает направление на работу, растет.

– Говорят, что вступительная кампания начинается, когда завершилась предыдущая. Уже сейчас идет репетиционное тестирование, известно, когда будет ЦТ-ЦЭ. Какие новшества в планах университета для абитуриентов, студентов на следующий учебный год?
– Сейчас как раз ведется проработка плана приема и порядка приема, то есть основных документов, которые регулируют прием в конкретном вузе. В масштабах страны правила приема кардинально не меняются. И мы здесь революций никаких не планируем. Да, будут скорректированные подходы, исходя из востребованности, заявок со стороны заказчиков кадров. Наверное, по каким-то специальностям скорректируем планы, сократим, приостановим набор, где-то, возможно, возобновим. Сейчас мы как раз ведем эту работу. Продолжаем совершенствоваться в плане проведения вступительной кампании. Все организационные моменты мы уже опробовали через электронный кабинет абитуриента. Будем развивать этот сервис, и он будет обрастать функционалом.
– Какой совет Вы дали бы тем молодым людям, которые через год-два оканчивают школу и решили поступать в университет имени Пушкина, и тем, кто не может определиться с выбором между вашим вузом и каким-то другим?
– Безусловно, непременно и непреложно – надо учиться! Это главное, без чего о дальнейшем развитии говорить невозможно. А развитием здесь – профессиональным, личностным – мы обеспечим. Для этого у нас есть все. Мы говорим, что наш университет – это пространство возможностей. Возможности, которые дают тебе и среда, и те, кто здесь работает, и инфраструктура, и университетские традиции. А твоя задача этими возможностями воспользоваться, чтобы стать профессионалом и разносторонней личностью. Причем у нас много возможностей, сопутствующих учебе. Это и спорт, это и яркая студенческая жизнь, это и творческое развитие. Проявлять себя в хорошем смысле здесь можно во всех возможных ипостасях и направлениях.

– Вы в должности ректора университета чуть больше двух лет. Приехав сюда, какие сильные стороны университета Вы определили свежим глазом? Какие задачи перед собой ставили, что уже удалось решить? Возможно, что-то прижилось, что Вы привезли с предыдущего места работы, из Полоцкого университета?
– Абсолютно скопировать что-то даже очень положительное невозможно. Каждый университет в нашей стране уникален, имеет традиции, свой облик, свое наработанное десятилетиями лицо в широком смысле. Брестский университет уникален, и мы ни в коем случае не будем отказываться от всего положительного, от того, чем гордимся. Но кое-что требует отдельного внимания и изменения в плане выстраивания рабочих процессов, и этим всегда надо заниматься. Это принцип менеджмента: если в организации не происходят изменения, значит, она умерла.
Безусловно, планы нужно строить и цели ставить высокие. Но достижимые. Мы на самом деле в понимании формулирования этих целей и в определении стратегии сделали много. Мы даже создали такой документ, как стратегия развития университета на долгосрочную перспективу до 2030 и 2035 года. В этом были задействованы все факультеты, перед которыми ставился вопрос, как сами факультеты видят свое развитие. На самом деле это непросто – увидеть себя в университете в будущем. А в этом документе можно это увидеть. Хотя, скажу это прямо и честно, он не идеален. Как и любая стратегия, он вполне допускает изменения, которые обусловлены жизнью. И мы над этим тоже будем продолжать работать. Кроме непосредственного результата эта работа дает много опосредованных результатов, смежных, что ли. Результатов, которые по-другому заставили коллектив, людей посмотреть на себя, на свою работу, на ее плоды и перспективы. Мы должны быть впереди, должны понимать, куда мы идем, зачем мы идем и чего мы хотим достигать.

Спрашивал Михаил ОЛЕЙНИК, выпускник БрГПИ имени Пушкина 1991 года






Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.