Науку называют «двигателем прогресса». Сегодня, когда мир вступил в жесткую конкуренцию, в том числе с искусственным интеллектом, наука вышла на острие этой борьбы. Стремительное развитие всех сфер жизни требует новых и новых достижений. О роли науки, ее прикладном характере и вкладе брестских ученых говорим с проректором по научной работе Брестского государственного технического университета, кандидатом технических наук, доцентом Николаем Николаевичем Шалобытой.
Университет у большинства людей ассоциируется с обучением студентов и мало кто знает, что БрГТУ ведет большую научную работу. Между тем, научно-исследовательский сектор был создан здесь еще в 1973 году…
— Обучение студентов не может быть без знаний, которые может дать только наука. В зависимости от того, какие научные направления развиты в университете, он генерирует соответствующие знания. Сегодня требования к вузу: не менее 40 процентов педагогического состава должны иметь научную степень – кандидата или доктора наук. К сожалению, люди действительно больше знают о работе академических институтов Национальной академии наук Беларуси. А вот какая работа ведется в вузах, особенно региональных, информации меньше.
Давайте расскажем об основных направлениях научной деятельности Брестского технического университета.
— Прежде всего, наш университет во многом ассоциируется с Брестским инженерно-строительным институтом, чьим преемником он стал. БИСИ был крупнейшим институтом Советского Союза, который входил в тройку самых сильных вузов строительного направления. Это признанный факт: мы стояли в одном ряду с Московским и Киевским инженерно-строительными институтами. У всех на слуху до сих пор, особенно у старшего поколения строителей, остается БИСИ, МИСИ и КИСИ.
Какие критерии для отбора в «сильнейшие»?
— Мы в первую очередь диктовали условия в области строительства. Но особенный рывок был сделан брестскими учеными в последние 20-30 лет, когда здесь создавались основные нормативные документы. Мы первыми на постсоветском пространстве начали гармонизировать европейские нормы, внедрять их в современное строительство, после чего европейские компании смогли работать на нашем рынке, в том числе в качестве инвесторов. Настоящими титанами науки в строительной отрасли являются бывший ректор БрГТУ, доктор технических наук, профессор Петр Степанович Пойта, кстати, один из ведущих ученых-практиков в сложной области «основания и фундаменты зданий и сооружений»; доктора технических наук, профессора, Виктор Владимирович Тур и Анатолий Яковлевич Найчук, которые внесли значительный вклад в развитие теории расчетов строительных конструкций. Большинство знаковых объектов, построенных в республике за последние 10-20 лет, сделаны на основе разработок первого проректора университета, Вячеслава Игнатьевича Драгана. По разработанной им технологии были построены покрытия амфитеатра «Славянский базар» в Витебске, купол Национального олимпийского комитета, вход Брестского театра кукол, дворец «Виктория» в Бресте и множество других знаковых объектов не только в нашей стране, но и за рубежом.
Вы работали с Вячеславом Игнатьевичем Драганом?
— Да, был его учеником и хорошо знаю, как сгенерирована идея структурной металлической конструкции «системы БрГТУ», принимал непосредственное участие в разработке и защищал свою кандидатскую диссертацию по этой теме. Мы тогда создали уникальный узел, который позволяет перекрывать пролеты свыше 100 метров без дополнительных опор. С его помощью можно образовывать разной сложности формы поверхностей покрытий под различные по величине нагрузки. Допустим, амфитеатр в Молодечно построен в форме крыльев бабочки. Мне сложно назвать архитектурное сооружение из металла, которое демонстрировало бы что-то подобное. В чем особенность нашего узла? Он является самоцентрирующим шарниром в отличие от подобных в мире, не дающих тех эффектов, на которые способна «система БрГТУ». Еще одно преимущество нашего узла и созданной металлической структурной конструкции «системы БрГТУ», по сравнению c европейскими или разработанными на постсоветском пространстве, — самый низкий расход металла из расчета на метр квадратный площади поверхности. Когда сегодня инвестор обращает внимание на стоимость объекта, применение такого узла и нашей системы является преимуществом проекта.
Брестские «айтишники» востребованы в разных странах и тоже демонстрируют достойную научную школу?
— Да. Школа по искусственному интеллекту доктора технических наук, профессора Владимира Адамовича Головко – одна из самых сильных мировых школ. Это не громкие слова, это доказывают его ученики. Владимир Адамович – скромный ученый, он не ищет пиара, пиар находит его. Его давно приглашали за рубеж во многие страны, сегодня зовут в Китайскую Народную Республику. Но он любит Брест, любит наш университет и любит работать со студентами. Сейчас Владимир Адамович активно сотрудничает с Китаем. Недавно закончил совместный грант в рамках Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. И буквально на прошлой неделе опять уехал в Китай – рассматриваются новые совместные проекты. Научные исследования в области теории искусственного интеллекта, проведенные под его руководством, заложены в основу многих разработок, в том числе и проектов его учеников. Например, уже общепризнанная как в странах постсоветского пространства, так и за рубежом система «Антиплагиат». Первоначально к ее созданию приложили усилия именно ученики Владимира Адамовича. Его выпускниками созданы элементы систем для распознавания, например, конфет в магазине. Когда мы кладем пакетик со сладким продуктом на весы, система опознает изделие, его производителя, цену… Это результат разработок в области машинного зрения.
Слышала, что во времена БИСИ в университете уже серьезно занимались изысканиями в области «зеленой экономики»?
— Верно. В мире науки широкую популярность получила школа нашего педагога, доктора географических наук, профессора Александра Александровича Волчека. Александр Александрович создал полноценную гидрологическую научную школу, которая была основана на глубоких изысканиях в области водоотведения, природоохранной деятельности. Он предвидел, что эти вопросы человечество поставит во главу угла своей жизнедеятельности. Со своими учениками сформировал большую нормативно-техническую базу.
Сегодня практически все университеты страны имеют экономические факультеты. Их научная работа, наверное, как нигде связана с прикладным характером изысканий. Например, каким образом рассматривается проблема инвестиционной привлекательности страны и нашего региона?
— Наш университет является единственной головной организацией-исполнителем теперь уже эксклюзивной для Республики Беларусь региональной научно-технической программы «Инновационное развитие Брестской области на 2021-2025 годы». Она очень сложная, и требования к ней — повышенные. Но она необходима, и надо сказать слова признательности декану экономического факультета Виктории Васильевне Зазерской, профессорско-преподавательскому составу кафедр университета и работникам научно-исследовательской части за то, что они сопровождают и поддерживают работу программы. Проект направлен на развитие производств на территории области; в основе программы научно-исследовательская база, соединенная с опытными конструкторскими работами. Проект может быть полезен для малого и среднего бизнеса, развития крупных производств – обратившись в наш университет, любое предприятие может получить консультацию в области экономического блока. Вообще, когда речь касается услуг, например, оценки технических состояний зданий и сооружений, проектных работ, бизнес-планов, направлений в области IT-технологий и экологии, можно смело обращаться в наш университет.
Например, при оценке технического состояния зданий и сооружений мы используем самое современное оборудование. При поддержке средств инновационного фонда Брестского облисполкома университет закупил уникальные 3D-сканеры. Теперь, применяя современные средства информационного моделирования, после сканирования зданий или объектов сложной геометрической формы можно в короткие сроки построить их цифровую модель со всеми предметами, которые в них находятся. С полученной виртуальной моделью могут работать проектировщики и другие специалисты.
Какова связь науки и экономики? Может ли наука активно развиваться в стране, где не развита промышленность, слабая экономика?
— Народное хозяйство – огромный сектор, не только промышленность, но и туризм, сельское хозяйство… Все, что работает в стране, нужно поддерживать, но задача науки – создавать, развивать и двигать вперед новые технологии. Почему мы открыли у себя учебно-практическую лабораторию промышленной робототехники? Для внедрения новых технологий с использованием коллаборативных роботов на производстве. Также мы открыли отраслевую лабораторию «Системы идентификации и промышленная робототехника» — чтобы идти в ногу с тенденциями, где мы имеем возможность работать с системами распознавания товарных знаков, с маркировкой продукции. В 2023 году появилась еще одна лаборатория — «Цифровой инжиниринг АПК». Агропромышленный комплекс – не совсем наше направление, но мы имеем сильную школу по искусственному интеллекту. А мир уже двигает IT-технологии в сельском хозяйстве. Мы знаем, что не сегодня-завтра в этой области начнут применяться беспилотники, есть необходимость оцифровать поля и знать о них все: начиная от химического состава почвы и заканчивая рельефом, влажностью земель… Задача университета – увидеть новое, прогрессивное, создать источник новейших знаний.
Сейчас много споров на тему: должно ли высшее учебное заведение давать множество теоретических знаний или лучше сосредоточиться на прикладных, необходимых в офисе, на производстве…
— С чего мы начинаем учиться в университете? Все студенты сталкиваются с предметом «философия» — основой всех наук. Иногда студенты возмущаются: «Зачем технарю изучать гуманитарную дисциплину?» Для формирования мировоззрения человека с высшим образованием. Инженер не должен владеть только практическими знаниями, мы готовим специалистов, которые способны принимать неординарное решение в сложной ситуации. Неординарное решение может принять только человек, который имеет багаж знаний и определенное миропонимание. У него даже на подсознательном уровне закладывается способность принимать сложные решения. Смекалка – это риск, а нужно осознанное верное решение – то, что отличает пусть очень толкового практика от человека с образованием. Образование формирует гибкий ум, критическое отношение к факту, возможность видеть частное как деталь большого явления и, конечно, умение предвидеть последствия принятых решений.
В канун Дня белорусской науки хочется сказать слова благодарности нашему профессорско-преподавательскому составу – докторам, кандидатам, преподавателям и ассистентам, учебно-вспомогательному персоналу за их великий труд – растить будущее науки нашей страны.
Спрашивала Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.