Из бесед со специалистами структур МВД, ориентированных на преступления в сфере высоких технологий, мы воспроизводим метод работы стандартной бригады по выманиванию денег у пенсионеров. Как правило, аферисты звонят на искомые номера с помощью IP-телефонии. Данная «фишка» доступна продвинутым пользователям социальных сетей, но практически недоступна обычным клиентам мобильной связи. Эти люди с абонентских номеров различных стран (Латвия, Литва, Эстония, Россия, Армения и даже Монако) звонят на стационарный городской телефон. Как правило, в рабочее время в будний день или в субботу.
Плачущим, неразборчивым голосом, представляясь родственником или близким другом и знакомым, автор звонка сообщает о дорожно-транспортном происшествии, в котором пострадало третье лицо. У него тяжкие телесные повреждения. Значит, чтобы избежать уголовной ответственности за ДТП, надо заплатить существенную сумму. Тогда потерпевшие снимут свои претензии к виновнику аварии. Обычно «стартовой» ценой вопроса служит сумма в 50 тысяч белорусских рублей. После непродолжительной беседы мошенник просит сообщить номер мобильного телефона, но при этом не прерывать связь на стационарном аппарате.
Через некоторое время к разговору между двоими подключается третий – «терпилу» надо додавить. Второй мошенник представляется сотрудником правоохранительных органов, следователем либо врачом. И теперь уже в два голоса, в четыре руки продолжают «разводить» потенциальную жертву. В ходе беседы аферисты пытаются выяснить, какой суммой располагает жертва, стоит ли овчинка выделки. Могут согласиться и на меньшие деньги, но – в их, конечно, понимании, – в рамках разумного. Иначе может случиться так, что разговор встанет дороже выманенной у пенсионерки суммы.
Когда клиент должным образом обработан и готов расстаться со своими кровными ради спасения близкого человека, мошенники переходят к главному. Жертва получает детальную инструкцию для дальнейших действий: приготовить деньги и ждать гостя. По легенде мошенников это будет водитель, милиционер в гражданской одежде и т. п. А попросту говоря, курьер, «заряженный» организаторами мошенничества на доставку денег.
В большинстве случаев разговор мошенника с потерпевшим длится от двух до пяти часов. При этом мошенники не один раз перезванивают потерпевшему при обрыве связи. Как говорится, не слезая с телефона контролируют процесс передачи денег курьеру. Нередко и после получения денег курьером еще около часа могут держать человека на телефоне. Понятно, зачем: чтоб потерпевший не созвонился с родственниками и не узнал раньше времени о том, что стал жертвой мошенников. В финале операции деньги поступают организаторам преступной схемы, а те уже переводят их в криптовалюту или, что чаще, перечисляют на различные банковские карты, откуда быстро обналичивают. Такие «пластиковые кошельки» именуются на жаргоне дропами.
Читателям и иным заинтересованным лицам не вредно, наверное, будет задаться вопросами следующего порядка. Почему жертвами телефонных мошенников становятся преимущественно женщины? Потому что они более впечатлительны и доверчивы? Откуда мошенники знают, кому звонить? Как выбирают жертв и где находят сведения о них? Может, если бить не по хвостам, что малопродуктивно, а попасть в мозговой центр, аппетиты у бессердечных джентльменов удачи убавятся?
Иногда они попадаются
Буквально в декабре Следственный комитет РБ сообщал о задержании 20-летнего кобринчанина, который наведался за деньгами к 83-летней брестчанке и 73-летней жительнице Кобрина. У одной забрал 2,5 тысячи долларов, у другой – 6. Поскольку в Бресте его взяли по горячим следам, он не успел распорядиться деньгами, и они были возвращены пожилой женщине. Список других его «похождений» уточняют следователи.
Примерно в те же дни декабря оперативники Ленинского РОВД Бреста задержали 22-летнего жителя областного центра, который выманил 18 тысяч (!) долларов у 86-летней пенсионерки. Якобы в ДТП угодила невестка, что, к счастью, оказалось неправдой. Деньги удалось вернуть лишь частично, поскольку часть суммы парень успел обратить в криптовалюту.
В январе 43-летнего россиянина задержали в Пинске на съемной квартире. При нем находилась часть денег, которые он и его подельники выманили у двух 80-летних брестчан. «Улов» мошенников – 9,5 тысячи рублей и 5 тысяч долларов. На третьем адресе он «споткнулся»: 73-летняя женщина усомнилась, что перед ней правоохранитель в штатском. Она обратилась в милицию, и через сутки на руках защелкнулись наручники.
А под занавес января в областном центре задержали еще двоих юных «охотников за удачей» – жителей Гродно, 19 и 20 лет. У 79-летней брестчанки они собрали посильную «дань» – 2 тысячи долларов, часть из них успели сбросить нанимателю, оставшееся милиционеры вернули потерпевшей.
Всех задержанных ждут уголовные дела по статьям о мошенничестве, и если кто-то в 20 лет думает, дескать «а что тут такого?», то глубоко заблуждается. Курьер подлежит уголовной ответственности по суду, и финал у таких дел, как правило, весьма неприятен для обвиняемых, тем более что берут их с поличным, а суммы ущерба весьма внушительные. Их придется возмещать.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.