Брестская областная клиническая больница отметила 80 лет со дня основания. О сегодняшнем дне и перспективах главного учреждения здравоохранения Первого региона «Вечерке» рассказал заместитель главного врача по медицинской части Вячеслав Гавриленко.
Вячеслав Эдуардович, за 80 лет больница из небольшого учреждения выросла в настоящий научно-практический медицинский центр. Что в этом процессе было первично: увлеченность коллектива передовыми методами лечения или требование времени?
— Эти факторы не приходится разделять. В последние десятилетия медицина, по моим ощущениям, перешла в серию практической, доказательной области медицины. Большинство рекомендаций, которые имеются на уровне Министерства здравоохранения, на уровне мировых стандартов, это рекомендации, основанные на очень четких статистических доказательствах. В работе зачастую приходится не просто следовать указаниям или протоколам-приказам, но и веяние времени подсказывает: надо быть на острие научной работы — чтобы успешно развиваться как врачу. Поэтому я эти процессы не разделял бы, они взаимосвязаны.
На уровне массового сознания есть убеждение, что за последние годы, начиная с «пандемийного» 2020-го, уровень белорусской медицины резко вырос. Это правда?
— Наверное, не совсем так. На болоте сосны вырасти не могут, сначала нужно, чтобы сформировалась почва. Все последние годы мы развивались поступательно. Возможно, скажу высоким слогом, но внимание главы государства и правительства не проснулось в 2020 году. Мы бы не выдержали нагрузки двадцатого года, если бы не были к этому готовы. Поэтому все поступательное движение, развитие материально-технической базы, подготовка специалистов, получение знаний, готовность к каким-то внезапным ситуациям позволила нам выстоять в период пандемии. Но корректировка нашей работы действительно имела место в связи с событиями 20-го года. Потому что подобные экстренные ситуации выявляют слабые места, на которые мы не обращали внимание, потому что не сталкивались, хотя испытывали напряжение и в период распространения свиного гриппа. Ковид – это было неприятное испытание. Но, пройдя его, мы получили новый толчок к развитию в определенных направлениях.
В то время клиника получила много оборудования…
— Оборудование должно обновляться постоянно. Четыре года для оборудования – это достаточно длительный срок. Другое дело, что мы получили опыт слаженности работы в нестандартных ситуациях — с другими медучреждениями, подменяя в определенных моментах Центральную городскую больницу, она подменяла нас. Что касается оснащения нашей больницы, все равно каждый год надо что-то обновлять. Нельзя сказать, что это был толчок, и мы вышли на плато. Мы постоянно движемся, пик еще впереди.
Какие высокотехнологичные операции были выполнены в больнице за последние годы?
— В начале октября к нам приезжали коллеги из Пензы. Совместно с ними наши хирурги освоили операцию на аортальном клапане сердца. Впервые в Беларуси клапан установили через бедренную артерию. Такая операция, как правило, делается людям старше 65 лет, которым противопоказаны открытые вмешательства. Подобная операция длится примерно полтора часа, но основной этап проходит всего за 15-20 минут. Это новые подходы, позволяющие минимизировать срок восстановления пациента после операции.
В вашей клинике высоко развита хирургия, работают 12 операционных. Известно, что плановые операции в Беларуси делаются по электронной очереди. Но были определены 50 лечебных учреждений страны, которые имели право оказывать медицинские услуги в порядке эксперимента в праздничные и выходные дни. Пользуясь этим правом, пациент мог сократить время ожидания оперативного вмешательства. Каков результат этого эксперимента?
— Сам эксперимент работы в выходные дни на платной основе имел ограничение во времени. Эксперимент закончился в августе текущего года. Пока поставлен на паузу. Министерство здравоохранения Республики Беларусь обобщает опыт, оценивает результативность эксперимента как для пациентов, так и для системы здравоохранения. В ближайшее время будет принято решение: либо это станет общесложившейся практикой, либо этот вопрос будет закрыт.
Сегодня для эффективности работы предприятия, особенно крупного, вводится цифровизация всех процессов. Как «цифра» приходит в больницу?
— Я работаю в Брестской областной клинической больнице 32 года. Когда пришел сюда в начале 90-х, удивился относительно большому количеству компьютерной техники. Но это были старые поколения компьютеров, мощной сети взаимосвязи не было. Сейчас, надеюсь, мы идем семимильными шагами в области цифровизации. Внедрена медицинская информационная система на облачной основе, и идет практически постоянное ее совершенствование. Потому что в процессе эксплуатации возникают новые запросы лечащих врачей, лаборатории, функциональной диагностики. Появляются новые постановления по протоколам лечения, различные требования. Все это мы переводим в цифру, чтобы врач мог освободить время от рутины. Открыв данные пациента, сегодня врач получает инструмент для работы с этим человеком. Программа показывает всю информацию о пациенте, которая у нас накопилась. Допустим, если человек уже лечился в Брестской областной клинической больнице в прежние годы, эта информация сохраняется, и врач ее сегодня видит. Кроме того, у нас есть совместная база с онкодиспансером и Центральной городской больницей. Программа позволяет видеть все анализы, выписные эпикризы. Это наиболее полно отражает картину общего здоровья и заболевания больного.
Цифра помогает быть на прямой связи с научными медицинскими центрами Беларуси?
— Мы имеем республиканскую систему телемедицинского консультирования. Это общепринятая мировая практика. Мы можем подать заявку на республиканский уровень о необходимости консультирования пациента, для этого формируем эпикриз пациента, где указываем все необходимое. Республика информацию анализирует и дает нам рекомендации. Не нужно, чтобы профессора из столицы приезжали в Брест, их консультацию врач и пациент могут получить с помощью телемедицинского консультирования. Такая система работает также на уровне области и районов. Врачи районных больниц направляют нам информацию, и в режиме онлайн практически все наши специалисты отвечают на их вопросы. Это экономит время и повышает качество медицинской помощи.
Беседовала Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.