Грузинские реформы для
общества были электрошоком, а вот политкорректностью никто не озадачивался. И
что из всего этого вышло? Все это для нас представляет интерес в рамках
разговора об инициативе ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью».
…Тбилиси встречает
теплом, солнцем и новым зданием аэропорта. Старое, в стиле сталинского ампира с
традиционным шпилем, тут же, неподалеку. Но с его реконструкцией решили не
связываться и вместо этого выстроили рядом новый современный аэровокзал. Это,
как выяснилось позже, очень по-грузински. Переделками и перепланировками тут не
заморачивались. Основной подход – «до основанья, а затем…» – прямо как в
знаменитом когда-то гимне.
— Твои впечатления о
Грузии будут зависеть от того, кто будет тебе рассказывать о нашей стране, –
предупредил меня профессор Государственного университета Илии Олег Панфилов. –
Если уволенный из МВД полковник – будет одна страна. Если сторонник реформ –
совсем другая.
Справедливость этого
утверждения я быстро прочувствовал на себе. В Грузии реформы прошли во многих
сферах – в госуправлении, образовании, здравоохранении, МВД, армии, целый
комплекс экономических реформ. И отношение к этим реформам и к самим
реформаторам разное. Даже в экспертном сообществе, не говоря уже о рядовых
жителях страны. Судить, кто прав, не мне – мое дело рассказать о фактах и
наблюдениях. Ну а делать выводы вы будете сами, ладно?
Основная статья доходов
Грузии — автомобили. Хотя здесь их не производят
Первое впечатление о
любой столице – автомобили. Автопарк на стоянке перед аэропортом разнообразен и
в большинстве своем современен. Кстати, старых советских автомобилей и нынешних
российских (рука не поднимается написать слово «современных») за четыре дня на
улицах Тбилиси я насчитал всего три – одну «Волгу» и двое «Жигулей». Все
остальное – вполне себе европейские авто. Немало праворульных машин – то ли из
Японии, то ли, что скорее, из Великобритании.
А вот столько «Мерседесов»
всех модификаций я не видел, пожалуй, нигде. «Мерседес» – мечта любого
настоящего грузинского автомобилиста, это вам здесь подтвердит любой. Машина
может быть не новой, но трехлучевая звезда над радиатором автоматически
поднимает ваш статус на порядок. Нет, BMW и Audi тоже хорошие машины, но
«Мерседес»… Хотя и новых «Мерседесов» в грузинской столице очень даже немало.
Причина наличия неплохого
автопарка на поверхности: растаможка автомобиля 2005 года выпуска с бензиновым
двигателем объемом 2.0 обойдется всего-то в 800 долларов с оформлением всего
пакета документов, включая номера.
— Как думаешь, какая
основная статья доходов Грузии? — спросил у меня Олег Панфилов, профессор
Государственного университета Илии. Я начал лепетать что-то про вино и «Боржоми»,
но был осмеян. Основная статья – автомобили. При этом Грузия их не производит.
— У нас самый большой
авторынок на постсоветском пространстве, — поясняет Олег Панфилов. – Сюда
машины приходят морем из всех стран Европы и не только. Процесс таможенного оформления
занимает пятнадцать минут. Создана система одного окна, и уже через четверть
часа ты получаешь номер и все необходимые документы.
Кстати, если вы хотите
купить особый номер — с определенной комбинацией цифр, со своим именем —
пожалуйста. Набираете в платежном терминале требуемую комбинацию, и, если номер
свободен, сразу видите сумму оплаты. Заплатил – получил. Чиновники не заведуют
номерами. Как, впрочем, не заведуют они в этой стране уже многим.
Ну а закупаются на
грузинском авторынке все многочисленные соседи – и армяне, и азербайджанцы, и
казахи. Мне же оставалось лишь в очередной раз тяжело вздохнуть. С нашими
пошлинами мы лет через десять, когда развалится и сгниет все, завезенное в
страну до 2010 года, будем ездить, как на Кубе, подставляя вместо сидения ящик
из-под бананов.
Таксистов в Тбилиси тьма.
В аэропорту они наперебой предлагают свои услуги. Таксовка для многих – способ
заработать на жизнь. Безработица – одна из основных грузинских проблем. Но
власти дают возможность заниматься извозом всем желающим: чтобы стать таксистом
в Грузии, не нужны ни лицензии, ни любые другие бумажки. Купи себе плафон с
шашечками на крышу – стоит он 2 лари, это без пары центов евро – и валяй на
улицы города. Дальше все в твоих руках, хотя конкуренция, конечно, велика.
Тарифов нет, повезут, «за сколько договоришься».
Дешевле вызывать машину
по телефону, заранее узнав у оператора стоимость поездки. Разница в цене между
машиной по вызову и пойманной на улице может быть весьма ощутимой: от 6 до 30
лари за поездку на одно и то же расстояние. Сразу поясню, чтобы впоследствии не
возникало вопросов и вы могли высчитывать цены самостоятельно: курс лари – 1,6
к доллару и 2,2 к евро. С копейками на конце, которые тут называются тетри.
Хотя копейки эти вполне себе ходовые – 50 тетри стоит одна поездка в маршрутке
или в метро.
Техосмотр в Грузии
отменили в свете борьбы с коррупцией
А теперь лучше присядьте,
если читаете стоя. В Грузии нет понятия «обязательный гостехосмотр
автотранспорта». Вообще нет. Его отменили в свете борьбы с коррупцией. Вот так,
ни больше ни меньше. Наверное, можно было изобретать другие методы борьбы –
ставить камеры слежения на станциях, заводить системы контроля, но тут к
решению проблемы подошли кардинально. Видимо, поняли, что все равно водители
найдут возможность сунуть условному дяде Резо на станции десятку лари, и тот
закроет глаза на недостатки.
А вот к катастрофе отмена
гостехосмотра не привела. Наоборот, по статистике число погибших в ДТП в
расчете на 1000 автомобилей снизилось с 1,79 в 2003 году (до отмены техосмотра)
до 1,05 в 2010 году. Разваливающихся на ходу машин я тоже на улицах не видел.
Хотя с такой ценой на растаможку чего им разваливаться…
Движение в городе имеет
свою специфику – понятия «пешеходный переход» здесь, кажется, нет в помине.
Вообще, пешеход в Тбилиси – это жалкая и ничтожная личность. Преодолевать
проезжую часть в шесть полос приходится резвой трусцой после глубокого вдоха.
Но к этому быстро привыкаешь, и уже на второй-третий день походы поперек
тбилисских улиц не вызывают особых трудностей. Полиция на бегунов смотрит
равнодушно: ну а что, «здэсь все так ходят…».
Из полиции выгнали всех
А вот скорость превышать
не принято – штраф ощутимый, 150 лари. И откупиться от полицейского вам не
удастся. Никак и никогда. Попробуете – вам наденут наручники, так что лучше
даже и не пытайтесь. Это – результат местной реформы МВД.
Проводилась она довольно
просто. Из полиции взяли и уволили всех, кто там служил. Единомоментно. Раз и
навсегда. Правда, при ближайшем изучении предмета выясняется, что уволили не
всех, небольшую часть технических специалистов, криминалистов, все же оставили.
Процентов пять от личного состава. Остальных безжалостно выставили на улицу. И
набрали новых.
Реформа МВД тоже была
напрямую увязана с борьбой с коррупцией.
— В Грузии вам любой
расскажет, что десяток лет назад коррупция в МВД была на всех уровнях: дорожные
полицейские останавливали машины и в прямом смысле клянчили по пару лари, –
рассказывает руководитель Института стратегии управления, экс-глава аппарата
Государственной канцелярии Кабинета министров Грузии Петре Мамрадзе. – Если у
водителя были лишь крупные купюры – брали свои два лари и давали сдачу. За
взятку можно было закрыть уголовное дело, «замять» ДТП, выкупить задержанного,
на что порой скидывались всей родней…
В общем, выгнали из
полиции всех. Набрали новых, молодых, провели для них курс обучения. Дали
полицейским новую форму, подняли зарплаты, обеспечили новейшими техническими
средствами.
Скажем, у грузинских
полицейских нет понятия «лимит топлива». Принцип работы – по схеме, принятой в
США. Это когда экипаж полицейской машины контролирует определенный район,
отвечая на все вызовы – от ДТП до тяжких преступлений. Машина в районе дежурит,
понятное дело, не одна.
Вообще, полиции в Тбилиси
много. Сразу напрашиваются сравнения с нашей милицией. Но наши часто почему-то
смотрят так, словно ты уже что-то «скоммуниздил» или готовишь диверсию. Такого
взгляда я у грузинских полицейских не видел. Эти похожи на средневековых
рыцарей – столько в глазах гордости и преданности делу. Ну а что – полицейская
служба здесь в большом почете. По уровню доверия населения полиция на третьем
месте после церкви и армии.
Но если вы думаете, что
все вновь набранные сотрудники не стремились брать взятки, то это не так.
Кое-кто пытался, конечно. Но для проверки чистоты рядов к ним подсылали
специальных агентов, одетых по гражданке. Агенты предлагали деньги. А дальше
все просто. Взял взятку? Получи десять лет тюрьмы. Десять лет. За 50 лари
взятки. Сурово? Сурово. А права человека, спросите вы? Зато за несколько волн
посадок полиция очистилась от взяток. Полностью. Так-то.
Хотя у любой медали, как
говорится, есть две стороны. Вот в такси вез меня бывший начальник отдела
полиции одного из районов Тбилиси. Говорит, уволили его за то, что учился он не
в США, как сейчас модно в Грузии, а в Харьковском институте МВД. Понятное дело:
в его годы и выбора-то не было. Что ж, может, и так. Электрошок, одним словом.
Чем Саакашвили похож на
Муссолини
Не менее жестко
разобрались тут с ворами в законе. Схема такова: по воровским понятиям вор не
может сказать, что он – честный человек, потому что его свои же «раскоронуют».
Этим и воспользовались. Причем показательно, на телекамеру:
– Ты вор?
– Вор.
– Тогда получи срок.
Несколько десятков воров
посадили всерьез и надолго. Остальные разбежались подальше от суровой родины.
Ужесточением наказания
тут боролись со многими преступлениями – сажали, к примеру, в тюрьму не только
наркоторговцев, но и наркоманов. В результате почти полностью победили
наркоманию – самую страшную грузинскую беду, доставшуюся в наследие от позднего
СССР и гражданской войны первых лет независимости.
Почти полностью извели
уличную преступность – гулять по Тбилиси стало безопасно в любое время суток.
Кстати, в Грузии действует американская «накопительная» система: сроки
наказания суммируются, так что в итоге даже по пустяковым статьям может выйти
очень немало…
За победу над
преступностью президента Михаила Саакашвили здесь порой сравнивают с Муссолини
– в свое время дуче практически теми же методами угомонил мафию в Италии.
Впрочем, имена этих персонажей звучат в Грузии вместе и не только поэтому…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.