Работа органов управления всегда в центре внимания общественности. От решений чиновников, особенно на местном уровне, зависит многое. Как им видятся перспективы развития нашего города, региона? Какие вопросы считают приоритетными? И готовы ли найти адекватные ответы на вызовы современности? Об этом пойдет разговор в нашей традиционной рубрике «На этажах власти», с участием руководителей различного уровня. Сегодня гость «Вечерки» – первый вице-мэр Бреста Вадим КРАВЧУК. В горисполкоме он отвечает за экономику. Работает в этой должности всего два месяца.
Сегодня Брест дает почти половину ВРП и налоговых поступлений в масштабах области. Но зачастую слышим и такое мнение: крупных предприятий совсем немного, государство ничего нового не создало за последние 20 лет? А должно ли государство вообще этим заниматься? И что, на Ваш взгляд, лучше – строить больше крупных, градообразующих заводов-фабрик или все же сделать ставку на малый и средний бизнес?
Хочу возразить в части создания новых крупных предприятий. Именно 20 лет назад были созданы весьма благоприятные условия для размещения крупных производств. Я имею в виду СЭЗ «Брест». Только в Бресте сегодня около 70 резидентов. Государственная задача – в первую очередь социальное обеспечение и защита безопасности граждан. Участие государства в создании крупных производств было необходимо в советское время. Тогда был общий рынок, централизованное распределение и госзаказ. А в современном динамично развивающемся мире более эффективны, конечно же, небольшие и средние частные компании, способные оперативно перестраиваться под изменяющиеся потребности рынка. Для примера: в городе ежегодно создается порядка 400 новых малых предприятий и организаций.
Вы не первый, у кого журналисты спрашивают о судьбе бывших лидеров, промышленных гигантов – БЭМЗа, «Цветотрона», «Брестмаша», «Ковров Бреста». И все же: что с ними делать? У вас есть ответ или хотя бы предложение?
Да, ситуация на данных предприятиях очень сложная, и с загрузкой, и с зарплатой, и с оборотными средствами. Но все они – наследие прошлого. Сегодня содержание таких площадей, устаревшего парка оборудования и не обеспеченного работой персонала только загоняет их глубже в долги. Лично мне видятся два кардинальных пути выхода из ситуации: либо на республиканском уровне констатировать необходимость санации для погашения задолженностей, с последующей реанимацией части производства, либо продажа государственной доли акций инвестору, по примеру Брестского чулочного комбината, который (инвестор. – Ред.) сориентирует мощности под современные потребности рынка. Кстати, «Брестмаш» сегодня не в столь кризисной ситуации, хотя и на грани платежеспособности. Ему будет достаточно выполнять имеющиеся заказы качественно и реализовать намеченные проекты. Что касается «Ковров Бреста», которые сегодня находятся в стадии санации… Да, в свое время это предприятие превратилось из градообразующего в проблемное. Но реализация планов оздоровления дает свои результаты и позволяет надеяться на восстановление производства.
Рынки в городе. Нужно ли их столько? С учетом того, что в Бресте появилось за последние годы около десятка крупных торговых центров?
Сейчас в городе работают 12 рынков, на которых оборудовано 5079 торговых мест и павильонов для реализации продовольственных и непродовольственных товаров и 27 торговых центров на 1086 мест. Удельный вес товарооборота на рынках и в торговых центрах в общем объеме товарооборота города составляет около 16 %. Стоит отметить, что после появления крупных торговых центров рынки ведь не перестали быть востребованными. Определенная часть населения по-прежнему считает, что приобретать те или иные товары нужно именно на рынках, мотивируя это ценовым фактором и не только. Кроме того, наличие торговых мест на рынках города дает возможность многим индивидуальным предпринимателям осуществлять розничную торговлю и получать доходы. Что касается крупных торговых центров, то это зачастую многофункциональные комплексы, имеющие в своем составе не только торговлю, но и предприятия общественного питания, бытового обслуживания, аптеки, детские игровые комнаты и др. И они успешно заняли свою нишу.
Вадим Васильевич, сейчас много говорят о проблемах малого бизнеса. Как у нас обстоят дела с поддержкой этого сегмента экономики? И что ожидает от него власть?
Я уже говорил о том, что вижу в малом и среднем бизнесе тот сегмент, который может и должен стать локомотивом экономики, оживить деловую активность и способствовать созданию новых рабочих мест. Перед нами стоит задача – увеличить долю этого сектора в экономике с нынешних 30 до 45-50 процентов. С целью создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей оказывает финансовую поддержку. На конкурсной основе субъектам малого предпринимательства предоставляются займы и лизинг в белорусских рублях под 10 % годовых до 210 тыс. рублей на срок до 5 лет. В областном бюджете на 2017 год также предусмотрены средства на оказание государственной финансовой поддержки в виде предоставления банками льготных кредитов субъектам малого предпринимательства. Процентная ставка по льготному кредиту составляет половину ставки рефинансирования. Приоритетными являются инвестиционные проекты на создание, развитие производства продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедрение новых технологий.
Транспортная проблема уже не выглядит таким бичом для города, как это было 5-6 лет назад. Но сколько людей, столько мнений. Кто-то полагает, что надо строить больше велодорожек, перехватывающих парковок, чтобы улучшить экологическую ситуацию. Кто-то говорит: нужно развивать сеть троллейбусов и маршрутных такси. Какова политика городских властей в этом вопросе?
К сожалению, в прошлом году в связи с недостатком финансовых средств автобусы и троллейбусы городом не приобретались. В нынешнем, при поддержке руководства Брестского облисполкома, надеемся ситуацию исправить. В соответствии с заключенным договором троллейбусный парк в 2017 году закупает в лизинг 12 новых троллейбусов. 6 новых машин уже в Бресте. Рассматривается возможность приобретения троллейбусов, оснащенных аккумулятором с запасом автономного хода до 15 километров. Вместе с тем, пассажиропоток на городских маршрутах имеет тенденцию к снижению. Одной из причин этого является увеличение количества личного транспорта в Бресте.
За 2016 год было перевезено около 60 млн пассажиров, что на 6,3 процента меньше, чем в 2015-м.
О средней зарплате в 500 долларов. Для Бреста это реальность или миф?
Я убежден, что это вполне реально в 2017 году. Скажу больше: многие наши предприятия, такие как «Газоаппарат», «Гефест-техника», «Санта Бремор», «Савушкин продукт», «Белалко», уже вплотную подошли к этой цифре. Другие, думаю, подтянутся. И к концу года мы будем иметь в реальном секторе (я сейчас не говорю о бюджетной сфере) среднюю заработную плату около 1000 белорусских рублей. И создание новых высококвалифицированных рабочих мест позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Сейчас под эгидой горисполкома проходят ярмарки вакансий, которые дают возможность нашим гражданам найти подходящую работу, а субъектам хозяйствования – хороших квалифицированных специалистов.
Вадим Васильевич Кравчук
родился в 1977 году в Бресте. Окончил Белорусский коммерческий университет управления (финансы и кредит), Академию управления при президенте Республики Беларусь (по специальности «государственное управление национальной экономикой»). С 1998 года работал в инспекции Государственного налогового комитета по Московскому району Бреста. В 2001 году был переведен в комитет экономики облисполкома. В июле 2010 года назначен первым заместителем главы администрации Московского района Бреста. С октября 2014-го по январь 2017-го возглавлял администрацию. С 27 января работает первым заместителем председателя Брестского горисполкома. Курирует вопросы экономики, промышленности, транспорта и торговли.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.