Чем запомнился май:
1. Визитами министров на Брестчину.
2. Прогнозами политического будущего.
3. Интеграционными потугами и маневрами.
В мае наш регион посетили
два члена правительства. Сперва своим вниманием удостоил брестчан
министр энергетики Владимир Потупчик. А спустя несколько дней его примеру
последовала Марианна Щеткина, возглавляющая Министерство труда и социальной
защиты. Помимо основных тем этих визитов заслуживает внимания вот какой аспект. Оба
руководителя республиканского ранга говорили о
высокой степени иждивенчества в нашем обществе, о том, что надо как-то с
этим бороться, иначе государство просто не сможет тянуть на себе груз
социальной ответственности. М. Щеткина дала этому явлению весьма емкое
определение — «взрослые дети»…
Посыл, в принципе, объяснимый (с точки зрения снижения
уровня эффективности нашей экономики и бюджетных доходов), по сути верный. Еще
с советских времен власть приучила граждан к тому, что она призвана одеть,
обуть и накормить народ. Долгое время это, правда, не очень получалось (если не
считать, что слово «обуть» может иметь не одно значение). Но за последние
двадцать лет миф о «всемилостивейшем государстве» укрепился в народном
сознании.
Сейчас много говорят о сокращении госаппарата. Затронет
этот процесс и чиновников регионального уровня. Но главная, на мой взгляд,
проблема белорусской системы управления
— не раздутая численность, а чрезмерные функции государства, которые к
тому же зачастую накладываются друг на друга. Например, в Беларуси 38 органов
обладают контрольными полномочиями. Поэтому реформу госуправления нельзя
сводить к одному лишь сокращению. Стоит серьезно задуматься об уменьшении роли
государства в общественных процессах. Во всяком случае одевать и обувать оно уж
точно не должно. Но для Беларуси в порядке вещей то, что «правительство торгует
товарами». Как и прогнозные задания Академии наук (!) по экспорту товаров и
услуг. Превращение государства в одну большую госкорпорацию не только создает
шикарные условия для коррупции, но и подмывает привычные функции самого
государства. Чиновникам оставляют все меньше времени на обустройство дорог и
социальной инфраструктуры, все больше запрягая их в коммерческую телегу,
которую они вынуждены тянуть сквозь болото неэффективной экономики. Да они, в
общем-то, и не сопротивляются, даже получают от этого кайф. Как «взрослые
дети».
Перейти Рубикон
Между тем при существующем расколе оппозиции и невысокой
степени политизации общества серьезные перемены в обозримом будущем вряд ли возможны.
Нынешний президент имеет все шансы продлить свое правление и после 2015 года.
Такой прогноз преобладал на состоявшейся в Эстонии аналитической конференции
«Рубикон». «Сегодня популярность руководителя государства перестала падать,
хотя она заметно ниже пиковых показателей былых времен», — констатировал один
из руководителей НИСЭПИ профессор Олег Манаев. При этом, по его мнению, ресурс
общественного доверия к нынешней власти не исчерпан, а готовность народа к
переменам (за которые ратует три четверти населения) не следует переоценивать.
Хотя бы потому, что более активно участвовать в политике готовы немногим более
5 % респондентов. Показательно и то, что за три месяца между двумя последними
национальными опросами НИСЭПИ авторитет большинства оппозиционных структур и их
лидеров в обществе в целом понизился, отметил профессор Манаев. По его словам,
«политическая мобилизация без очевидной альтернативы и социальной консолидации
маловероятна».
Но конкурентоспособной оппозиционной фигуры нет даже на
горизонте. То есть, если бы выборы состоялись сегодня, оппоненты действующей
власти выполняли бы привычную для себя роль фонового обеспечения очередной
всенародной поддержки кандидата номер один.
Иначе говоря, играли бы
в выборы, как «взрослые дети».
Есть, впрочем, и другое мнение, его выдвинул политолог
Сергей Николюк. Дескать, в обществе сейчас нет спроса на альтернативу, оно
живет в скорлупе собственных забот и
слишком далеко от проблем общегосударственных. Однако данные того же
НИСЭПИ (а у меня, в общем-то, нет особых причин не доверять этому институту) не
просто опровергают подобное умозаключение, но и напрочь разбивают его. Так что
проблема, скорее, не в отсутствии спроса на перемены, а в том, что политические оппоненты «партии
власти» пока что не могут предложить реальную альтернативу.
Головой на запад, желудком на восток
Наша экономика все глубже погружается в очередной виток
кризиса. Затоваренность растет как на дрожжах. А производство?.. Судите сами: в
одном из промышленных районов Брестчины общий объем выпуска продукции в 2012
году составил почти 10 трлн рублей. За четыре месяца 2013-го — 1 трлн 700 млрд
рублей. Так где же объявленный рост? На внешнеполитическом фронте также без
особых перемен. На встрече в Астане лидеры таможенной тройки вроде как
договорились о дальнейшем продвижении интеграции, а правительства Беларуси,
России и Казахстана должны в течение года подготовить проект договора о
Евразийском союзе. Более того, в этот союз в качестве полноправного члена
должен войти Кыргызстан и, возможно, в качестве наблюдателя — Украина.
Последнее утверждение, претендующее на сенсацию, вытекает из заявления
президента Януковича, специально прилетавшего на саммит в Астану. Однако здесь
не все так просто.
Киев явно маневрирует (стараясь, в частности, выторговать
дешевый российский газ), но резко сменить интеграционный вектор он пока не
готов. Статус наблюдателя в Таможенном союзе, скорее всего, будет чисто
символическим, считают аналитики. Российская пресса, к слову, отмечает, что
таковой вообще не предусмотрен нормативной базой альянса. Иначе говоря, хитрый
Янукович, которого за игры на восточном векторе и так бомбит собственная
оппозиция, оставляет себе свободу маневра. Глубоко влезать в проекты Кремля
Украина априори поостережется. Подписание договоров об ассоциации с
объединенной Европой, намеченное на осень, несомненно привлекательнее.
Что касается двух евро-азиатских стран и примкнувшей к ним
Беларуси, то документы о создании
Евразийского союза они, скорее всего, подпишут в намеченные сроки, но вот
выполнять обязательства стороны будут в привычном для себя ключе. Пока что
партнеры никак не могут перейти от таможенного союза к экономическому, то есть
обеспечить свободное передвижение товаров. Беларусь, например, ставит барьеры
российской продукции, и наоборот. И уж тем более страны с авторитарным
правлением не собираются поступаться долей своего суверенитета (то бишь власти)
в пользу некой политической надстройки. Здесь позиции Лукашенко и
Назарбаева полностью совпадают. В Астане
казахский лидер всячески подчеркивал,
что речь идет лишь об экономическом союзе. Так что В. Путину, столь увлеченному
идеей реинтеграции бывших советских республик, еще придется сражаться за свой
проект. Дальнейший прогресс в рамках тройки (или четверки) будет зависеть от
того, насколько Россия сможет умаслить Беларусь и Казахстан. В частности, последние
заинтересованы, чтобы казахстанская нефть по российским трубам шла на
переработку на белорусские НПЗ.
Да, кое-какие выгоды от ЕЭП и ЕАС можно извлечь. Но закавыка
в том, что евразийская интеграция отсекает возможность Беларуси к подписанию в
перспективе соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС — то самое,
которое на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» может подписать
Украина. И здесь опять-таки возникает вопрос ценностных ориентиров. Объективно,
наша зависимость от Москвы консервирует анахроничную систему власти и
экономическое отставание. Но, как высказался недавно Андрей Вардамацкий,
руководитель одного из независимых социологических центров, представляя
результаты очередного замера общественного мнения, «большинство наших граждан
головой выбирают Европу, но желудком все еще хотят в Россию».
Эмбарго на террор
В Лондоне произошло, казалось бы, рядовое преступление: двое
парней зарезали третьего. Однако обстоятельства этого убийства повлекли ряд
громких последствий… Шок окутал всю Британию. Не только от хладнокровия, с
которым действовали убийцы, но и от того факта, что тактика террористов явно
меняется. Кроме минирования метро и захвата самолетов они начинают нападать на обычных граждан прямо на улицах столицы. Оказалось, что
массовый ужас способны вызывать не только высокотехнологичные взрывные
устройства. Чтобы шокировать целую страну, не нужны месяцы подготовки и строгая
конспирация. Достаточно взять мачете и выйти на улицу… О том, что акт
кровавого терроризма был безличен, что убийцы напали на первую попавшуюся
жертву, заявили они сами. Сейчас специалисты, привыкшие бороться с мощными
подпольными организациями, разводят руками: им еще не приходилось сталкиваться
с новой формой терроризма — демонстративными политически мотивированными
убийствами. Британия, наводненная иммигрантами из мусульманских регионов, с
замиранием сердца ждет, чем ответят спецслужбы на новую угрозу. А тем временем
очередные одиночки снова точат ножи? Атака в Вулвиче показала, что даже одна смерть,
если она была чудовищна и публична, способна всколыхнуть весь западный мир.
На фоне этой трагедии странно и нелепо (если не сказать
больше) выглядит принятое в последних числах мая решение совета министров
иностранных дел ЕС — о снятии эмбарго на поставку оружия воюющей Сирии. Это
крайне опасное развитие событий, учитывая, что против Башара Асада сражаются
наемники из 28 стран мира, причем многие из них принадлежат к «Аль-Каиде» и
другим радикальным группировкам. Получается, что Евросоюз, который на словах
выступает за прекращение насилия, на деле подталкивает регион к большой войне,
вооружая боевиков. И уж тем более нелогичным выглядит то обстоятельство, что
легализации поставок оружия для сирийской оппозиции добились две страны —
Великобритания и Франция. Единственный, пожалуй, политик, нашедший в себе смелость напомнить коллегам о
собственных попираемых ценностях, —
австрийский министр иностранных дел Михаэль Шпинделеггер: «Мы — мирное сообщество и хотели бы таковым
остаться», — заявил он накануне принятия решения об отмене эмбарго. Но, увы, не
был услышан теми, кто откровенно лоббирует смену власти в Сирии, понимая, что
почти наверняка место Б. Асада займут сторонники шариата.
И словно по невидимой горячей цепочке очаг нестабильности
перебросился на соседнюю Турцию. Демократические традиции и гражданское
общество в этой стране развиты на порядок выше, чем в Сирии. Однако не
учитывать экстремистский фактор также не стоит. Если властям не удастся
удержать ситуацию в разумных границах, события могут развиваться по самому
худшему сценарию. Но проблема и в том, что границы разума у каждого свои.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.