С прошлой пятницы, 23 сентября, порядок пересечения границы Беларуси с соседними странами вновь претерпел изменения. В силу вступило постановление Совета министров №607 от 15 сентября, которым определен размер платы для транспортных средств при въезде в автодорожные пункты пропуска через государственную границу. Для легковых машин и мотоциклов тариф составляет 9,6 рубля (0,3 базовой величины), для грузовиков и автобусов – 32 рубля (1 б.в.). Плата может взиматься или непосредственно с водителя транспортного средства, или с владельца (физического или юридического лица).
Совмин также уточнил порядок функционирования зон ожидания, требования к их оборудованию и порядок регистрации в системе электронной очереди. В частности, определено, что регистрация в системе электронной очереди при въезде в зону ожидания осуществляется в порядке очередности раздельно по категориям транспортных средств (мотоциклы и мопеды, легковые автомобили, грузовые транспортные средства, автобусы).
Электронная очередь функционирует сегодня практически во всех пунктах пропуска, за исключением одного: «Привалка – Райгардас» на белорусско-литовской границе. Там все едут по старинке, в порядке живой очереди. На Брестчине же пока вопрос касается только перехода «Брест – Тересполь», поскольку «Домачево» и «Песчатка» сегодня не функционируют – закрыты сопредельные пункты пропуска на польской стороне. На украинской границе, увы, ситуация известная.
Для чего этот сбор?
Деньги, полученные от выезжающих за рубеж транспортных средств, будут зачисляться на счет «Белтаможсервиса», однако 70% от суммы будут затем перечисляться операторам зон ожидания для обеспечения функционирования системы электронной очереди. А еще 10% (после вычета НДС) получит Госпогранкомитет – для совершенствования материально-технического обеспечения органов погранслужбы.
Как платить?
Проще всего – через ЕРИП или WebPay, если вы хотите оплатить услугу заранее. В ЕРИП необходимо зайти в раздел «Прочие платежи», затем выбрать «Белтаможсервис» – «Регистрация в зоне ожидания». Далее потребуется лишь ввести номер транспортного средства и ФИО плательщика – система сама выставит нужную сумму. Для тех, кто не пользуется онлайн-платежами, есть опция оплаты прямо перед въездом в зону ожидания. В Бресте это можно сделать в павильоне перед накопителем, вся процедура занимает пару минут.
Если выехал из накопителя – придется платить дважды?
Именно так. Автомобили, находящиеся в зоне ожидания перед пунктом пропуска, вольны уехать в любой момент в любом направлении. Но если вы решите съездить за продуктами в ближайший магазин, за бензином на АЗС или вообще в другой пункт пропуска, ваша электронная очередь аннулируется, и деньги никто не вернет. Повторный въезд в накопитель потребует повторной оплаты.
Иная ситуация, если водитель (владелец) транспортного средства заранее оплатил услугу электронной регистрации, но машина так и не приехала в зону ожидания из-за изменившихся планов. В таком случае услуга не считается оказанной, и «Белтаможсервис» вернет деньги, как только лицо, уплатившее их, напишет заявление на возврат. Сумма вернется на счет или на карту в течение 10 рабочих дней.
Что изменилось на границе?
Внешне – практически ничего. Понятно, что нововведения с обязательной платой никого из путешественников не обрадовали, а тех, кто и раньше пользовался услугой платного электронного бронирования, даже огорчили. Ведь тогда не надо было стоять в общей очереди, а теперь платят все – и стоят все «по номерку». Водители шутят: «Стоим в очереди, чтобы занять очередь». «Хвост» живой очереди перед въездом в зону ожидания действительно есть. По данным Госпогранкомитета, на 10:00 четверга (когда готовился материал в печатный номер «Вечерки») в пункте пропуска «Брест» ожидали выезда более 190 транспортных средств. На уходящей неделе эта цифра стабильно варьировалась от 90 до 190 машин. Но дело тут вовсе не в нововведениях – проблема как раз из «старых».
«Электронная очередь призвана упорядочить то, что происходит в зоне ожидания, – отмечает официальный представитель Брестской пограничной группы Сергей Дмитриев. – Это никак не влияет на то, что происходит в самих пунктах пропуска. Наши польские коллеги на этой неделе ежесуточно пропускали всего 30-40 % машин от нормы – и это повлекло образование очередей в Бресте».
Среди выезжающих за границу – в основном белорусы и поляки. Есть и машины с номерами других стран Евросоюза, а есть и немногочисленные россияне. Хотя Польша вместе с Литвой, Латвией и Эстонией недавно запретила гражданам России въезд через наземные пункты пропуска, в т.ч. – белорусские, некоторые восточные соседи все-таки пытаются найти основания и лазейки для въезда в Европу (а список исключений, конечно же, имеется). Вот только для многих из них Брест становится тупиковой точкой путешествия: по ту сторону Буга многих россиян действительно «заворачивают» домой…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.