Принцип (бритва) Оккама гласит: не следует умножать сущности без необходимости. Философская сентенция подходит к самым разным аспектам человеческой жизни. Но мало где она так реально ощутима, как в торговле. Юмористы от экономики шутят так. В цепочке «производитель товара (рабочий) – продавец – конечный покупатель» самыми ущемленными оказываются рабочий и покупатель. Первому всегда недоплачивают, второй чаще всего переплачивает. Данный экономический закон пока, увы, не отменен самой жизнью. Все, что по силам властям: уменьшить количество торговых посредников между производителем и потребителем. Об одном из таких посредников наш рассказ.
Идеальный (?) покупатель
Это история дамы, назовем ее Катя. Летом ей позвонили на сотовый телефон. Женщина на том конце «провода» предложила приобрести подарочную карту на семьсот белорусских рублей. Она является подарочной, заплатить придется только за пересылку на почте 64 белорусских рубля. Катя согласилась, потому что ее назвали юбилейным клиентом, были очень вежливы, чуть ли не льстивы. А доброе слово, как сказано, и кошке приятно. Представительница торговой фирмы уточнила адрес и номер почтового отделения, с тем распрощалась.
Вскоре пришло сообщение о прибытии посылки. Катерина отправилась на почту, оплатила пересылку и забрала коробку домой. Коробка была заполнена картоном и бумагой. Среди макулатуры лежала небольшая карта вроде банковской, оформленная с ошибками, и несколько рекламных проспектов (прайс-листов) с описанием товаров и услуг, из которых можно было выбрать себе желаемое. Большинство из предлагаемых товаров Катерину не заинтересовало, к примеру, электролобзик. Кроме того, цена на многое превышала ту сумму, что обещалась на подарочной карте (700 бел. рублей). Все-таки Катя нашла в прайс-листах нужный товар и заказала.
Теперь уже с ней представители магазина разговаривали заносчиво, почти грубо. Не хотели давать «кому-то с улицы» телефон руководства. Заказ пришел опять-таки по почте. Причем потребовалось доплатить еще 19 рублей 90 копеек. Сам товар по своим свойствам и функциям наполовину не соответствовал тем параметрам, что были указаны в прайс-листе. Иметь дело с этим «магазином-почтой» Катерина зареклась. Возможно, и магазин занес бывшую клиентку в черный список.
Строптивый клиент
Этого человека можно называть Иваном, чтобы носители других имен прочли его историю с праздным любопытством, а может, и с пользой. Житель Бреста точно так же, как пинчанка Катерина, стал участником телефонного разговора. Сначала его удивило, что дама, пославшая ему вызов, не только знает номер, но также имя и отчество. Немного заинтересовало: что она хочет? Ничего нового. Разговор о подарочной карте, о том, что он, Иван, какой-то там неслучайный клиент, которому положен бонус… Иван почувствовал возможный подвох, не дал напористой даме никаких обещаний. Она же уточнила адрес почтового отделения и попрощалась.
А Иван вспомнил-таки, как несколько лет назад таким же образом на него вышла некая дама, предложила духи и туалетную воду за каких-то 30-40 рублей с оплатой на почте при получении посылки. Приближался женский день Восьмое марта, значит, духи могут оказаться кстати. Вскоре пришло СМС-сообщение почты о прибытии посылки. Отправитель был из Пинска. В коробке размером примерно 30 на 20 сантиметров среди вороха бумаги и картона обнаружились два пузырька объемом по 30 миллилитров. В одном туалетная вода для женщин, в другом – для мужчин. Произведены они были в России, в городе Казани, который пока не является центром мировой парфюмерии. Забегая вперед скажем, что много позже подобную продукцию Иван встретил в каком-то из дешевых магазинов, то ли «Три цены», то ли «Фикспрайс». Мысленно он поздравил жуликов с победой и забыл о происшедшем. И вот снова.
За посылкой Иван решил не ходить. Через некоторое время снова позвонила та же дама. Иван сказал ей, что передумал брать и карту, и все, что к ней прилагается. Женщина начала грозить ему разными карами: мол, посылка уже выслана, вы теперь не можете отказаться и т.п. Иван заблокировал номер назойливой женщины. Тогда настал черед сообщений. Первое пришло 18 сентября:
«Напоминаем, что Ваша посылка … находится еще на почте, а также, что вы составляли с нашим магазином устный договор по согласию получения посылки с картой и есть запись разговора, подтверждающая данный факт. На основании Вашего согласия на отправление карты магазин оплатил почтовые расходы не по Вашей предоплате за данную услугу почте, а из своих личных средств. Без Вашего согласия посылка не была бы отправлена. Также если Ваша посылка вернется к нам за невостребованностью, магазину придется оплачивать сумму за возврат данной посылки. Т. к. посылка имеет ценное вложение на 700 бел. руб., сумма за доставку карты составляет более чем за обычное бесценное отправление. Данное смс является досудебным решением вопроса по поводу неуплаты Вашей посылки. Просим Вас забрать посылку в течение трех рабочих дней, чтобы исключить дополнительные судебные издержки».
Данное письмо Иван оставил без внимания. Он, как человек достаточно грамотный, почувствовал: несмотря на псевдоюридическую и деловую терминологию, текст сообщения довольно неграмотный. 27 сентября пришло еще одно сообщение. Оно практически дублировало первое послание, только судом магазин грозил более активно. И снова Иван на почту не пошел. Третье письмо пришло на телефон 5 октября. В нем был повторен прежний перечень требований и добавлено лишь то, что издержки не забирающего посылку клиента могут составить около тысячи белорусских рублей. На 22 октября новых посланий пока не приходило. Иван ждет…
Продавец всегда прав?
Наша проверка показала, что реализацией подарочных карт занимается в этом сезоне сетевой магазин с большой сетью филиалов по России и Беларуси. В нашем случае от имени этой фирмы работает из Пинска индивидуальный предприниматель Анастасия. Зарегистрирована весной этого года в Пинске, но текущим органом учета является Минский районный исполнительный комитет. Что ж, и так бывает. Сфера деятельности ИП Насти – розничная торговля путем заказа товаров по почте и через сеть интернет. То есть, можно самому зайти в соответствующие торговые фирмы, а можно через посредничество Анастасии. Но могут случиться накладки, о чем и рассказано выше.
Кстати, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) не рекомендует потребителям связываться с подобными посредническими структурами, отказываться от сомнительных посылок и от их оплаты. Еще и потому, что понятие устного договора на сделку имеет место, а значит, вернуть назад уже заплаченные на почте деньги вряд ли удастся.
С другой стороны, в Законе «О защите прав потребителей» Республики Беларусь в статье 19 сказано: «Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные работы (услуги), оказываемые за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они уже оплачены, — потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы». Кто прав, кто победит: потребитель, министерство или продавец Настя?
Кстати, по последним данным, подобной торговой деятельностью в Брестской области занимаются еще восемь юридических лиц.
Иван ОРЛОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.