Времена, когда личный транспорт относился к предметам роскоши, давно прошли, и сейчас автомобиль приобрел свое естественное назначение как средство передвижения, в связи с чем многократно увеличилось их количество в собственности граждан. Безусловно, это влияет на интенсивность дорожного движения.
Кто чаще попадает в ДТП
Транспорт – источник повышенной опасности, и нарушение установленных правил его использования увеличивает риск для жизни и здоровья окружающих. Традиционно к списку «опасных для здоровья водителя факторов» относят алкогольное опьянение; разговоры по сотовому телефону; курение; еда за рулем; управление электронными устройствами во время движения; прослушивание музыки.
За 6 месяцев 2023 года судом Ленинского района г. Бреста было рассмотрено 160 уголовных дел. Для сравнения: за 2021 год – 318 уголовных дел, за 2022 год – 383 уголовных дела. Эти данные свидетельствуют о тенденции плавного снижения количества дел о преступлениях, предусмотренных ст. 317 УК Республики Беларусь.
Криминологическая характеристика водителей, виновных в автотранспортных преступлениях, свидетельствует, что в большинстве это лица молодого возраста: 18-20 лет – более 42 %, 31-40 лет – 26 %. Как правило, они положительно характеризуются, ранее не судимы. Более 21 % составляют и лица, совершившие ДТП в возрасте 61-80 лет. Большинство водителей, виновных в ДТП, являются мужчинами – более 94 %. За 2,5 года судом Ленинского района г. Бреста была осуждена по ст. 317 УК только одна женщина.
Превышение скорости
Следует отметить, что действия виновных в автотранспортных преступлениях лиц чаще всего состояли в неправильном выборе скорости либо ее превышении.
Например, по приговору суда Ленинского района г. Бреста был осужден М. за то, что он, управляя мотоциклом «YAMAHA», двигался по проезжей части Каменецкого шоссе в г. Бресте по направлению от ул. Красногвардейской к ул. Пионерской со скоростью более 69 км/ч, которая превышала максимально разрешенную скорость движения в населенном пункте 60 км/ч.
При подъезде к полосе, расположенной напротив дома № 85 на ул. Радужной и предназначенной для разворота транспортных средств, он проявил невнимательность к дорожной обстановке, при выборе скорости движения не учел ограничение скорости, а также особенности и состояние транспортного средства, перестроился на вышеуказанную полосу движения для разворота, где применил торможение, не справился с управлением мотоцикла, допустил его опрокидывание с последующим наездом на бордюрный камень и столкновением с задней левой боковой частью автомобиля «SKODA» под управлением З., движущегося в попутном направлении по левой полосе проезжей части. В результате ДТП несовершеннолетний пассажир мотоцикла «YAMAHA» получил тяжкие телесные повреждения.
Наезд на пешехода
Большая часть наездов на пешеходов происходит при переходе ими улиц или дорог, причем справа налево по ходу движения автомобиля. Это объясняется тем, что пешеходы находятся к водителю ближе справа, при этом тротуар часто загораживается другими транспортными средствами, а слева дорога просматривается лучше и водитель имеет больше времени для предотвращения наезда.
Водитель должен знать психологию пешехода и предвидеть его поведение. Так, пожилые люди часто имеют привычку переходить дорогу, не обращая внимания на движение, а заметив автомобиль, начинают метаться и пытаться вернуться на тротуар.
Если водитель заметил пешехода, который уже перешел большую часть полосы движения, то лучшим будет дождаться завершения им перехода. Проезжая пешеходные переходы, надо учитывать стремление пешеходов сократить маршрут и отклониться от пешеходной разметки.
Особенно опасно появление на дороге детей, поведение которых может быть самым неординарным, вплоть до психологического шока, поэтому водитель должен принять все меры для остановки.
Всегда опасны пешеходы, выходящие из-за стоящего транспорта, внезапность их появления может застать водителя врасплох. В любом случае водитель должен предусматривать всевозможные ситуации.
Столкновения автомобилей
Как показывает анализ причин, столкновения чаще всего происходят в результате неправильного расчета свободного участка пути и оценки скорости движущегося навстречу автомобиля при обгоне автомобиля, объезде препятствия, при движении транспортного средства в крайнем левом ряду, причем последняя причина присутствует в каждом третьем происшествии.
Столкновение является наиболее тяжелым происшествием, приводящим к гибели и ранению людей, выводу из строя автомобилей. Независимо от условий возникновения ДТП, почти все они происходят вследствие недостаточного профессионального мастерства водителей.
Помощь пострадавшим
Предположим, что произошел наезд на пешехода или серьезное столкновение транспортных средств, в котором пострадали люди. Остаться водителю на месте ДТП необходимо по двум причинам. Во-первых, чтобы оказать помощь пострадавшим. Ведь в случае, когда будет установлена вина кого-либо из водителей, то своевременно оказанная им медицинская помощь или предпринятые меры к оперативному вызову «Скорой помощи» и доставке пострадавшего в больницу могут уменьшить степень тяжести телесных повреждений или предотвратить смерть пострадавшего человека, что в дальнейшем будет иметь важное значение при установлении степени ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. В этом случае водитель, помогая ближнему своему, неизбежно помогает и себе.
В случае же, если наступление вышеуказанных последствий произошло именно из-за оставления места происшествия и неоказания помощи пострадавшему, то на водителя возлагается ответственность также по статье 159 УК за оставление в опасности, которая предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет со штрафом.
Наказание для виновного
Тяжесть телесных повреждений, причиненных потерпевшему в результате ДТП, имеет существенное значение при квалификации действий виновного водителя. Уголовная ответственность для лица, виновного в ДТП, согласно ч. 1 ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наступает при причинении потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения и после того, если потерпевший обратится с соответствующим заявлением в органы внутренних дел. Производство по таким делам прекращается в случае примирения пострадавшего с обвиняемым.
Что же касается уголовной ответственности при причинении более тяжких последствий при нарушении ПДД, а именно: повлекших по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, то уголовное дело возбуждается независимо от мнения потерпевшего. Максимальное наказание виновному в таких ситуациях – до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
В случае же, если ДТП повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то виновные лица наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Никто не застрахован от несчастных случаев на дороге. Но, прежде чем садится за руль, нужно уяснить раз и навсегда: от правильного поведения на дороге зависит не только жизнь и здоровье водителя, но также жизнь и здоровье окружающих нас людей.
А.В. ГРУШКО, заместитель председателя суда Ленинского района г. Бреста
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.