Брестский государственный областной общеобразовательный лицей для одаренных учащихся открыт на основании решения Брестского областного исполнительного комитета в 2003 году. В 2005 году лицею присвоено имя Петра Мироновича Машерова.
За 20 лет лицей окончило 2377 выпускников, из них 12,2 % — медалисты (219 выпускников награждены золотыми и 72 — серебряными медалями). За годы работы лицей подготовил 325 победителей третьего областного этапа и 51 победителя четвертого республиканского этапа республиканской олимпиады по учебным предметам. 30 % лицеистов составляют брестчане, 70 % учеников – ребята из районов Брестской области. Все иногородние учащиеся обеспечиваются общежитием.
1 декабря в областном лицее праздник – он отмечает свое двадцатилетие. В день юбилея предлагаем читателям интервью с директором лицея Геннадием Иванчиным.
— Двадцать лет – время итогов. Сегодня областной лицей – один из лидеров среднего образования Брестчины. Столько достижений! И, наверное, рекордный процент поступлений в вузы?
— Около 95 % выпускников ежегодно поступают в самые престижные университеты и, безусловно, усиливают потенциал нашего Отечества. Выпускники химико-биологического профиля, как правило, становятся студентами медицинских университетов, а затем высококвалифицированными врачами. Выпускники физико-математического профиля поступают в БНТУ, БГУИР, БГУ, в том числе и на IT-специальности. Можно говорить, что сегодня наш лицей – это кузница кадров для высшей школы страны. За два года учебы лицеисты получают, по сути, путевку для поступления в избранный университет. Путевка — это те знания и мотивация, которые дают детям наши педагоги.
— Наверное, именно педагоги – главная ценность лицея?
— Да, у нас очень квалифицированные учителя. Но важна не только квалификация, но и нравственная составляющая. У нас замечательный коллектив наставников, которые знают и любят свое дело. Перед подачей документов часто звонят родители, называют фамилию того или иного учителя и желают, чтобы ребенок пришел именно к этому биологу, математику, химику, филологу. Это говорит о многом.
– В чем еще отличие лицея от других общеобразовательных заведений? Если посмотреть на учебную сетку, это обычная школа?
— Особенностью областного лицея является то, что он ориентирован на обучение одаренных детей из всей Брестской области, в отличие от городского лицея имени А.С. Пушкина, обучающего брестчан. Да, школьные предметы у нас такие же, как и в обычных школах, но в зависимости от профиля обучения гораздо большее количество часов отводится на профильные предметы. Но главное – атмосфера, дух лицея. С самых первых встреч мы внушаем ребятам и их родителям, что лицеист – это звучит гордо. Ведь ребята не просто пришли или записались в лицей, они прошли достаточно большой путь подготовки и сложный отбор. Уникальность лицея подчеркивают и наши традиции, заложенные еще при его основании.
— Знаменитый лицейский бал?
— Не только. В сентябре каждый год мы выходим на берег Мухавца и на свежем воздухе проводим день здоровья. Физкультурные конкурсы, соревнования — столько смеха, столько шуток, столько физической активности! Да, дети устают, но они возвращаются лицеистами, одной командой.
25 ноября – конечно, лицейский бал для десятиклассников, тех, кто только что поступил, получил лицейский билет и зачетную книжку. Это окончательное вхождение в лицейскую семью. Изящные девочки с праздничными прическами в нарядных платьях, галантные кавалеры – это праздник красоты и эстетики. Дети уже поступили в лицей, но почувствовать в полной мере лицейский дух можно только после этого бала.
В течение учебного года у нас проходят фестивали отечественной культуры и иностранных культур, включающие национальную кухню, танцы, спектакли, театральные постановки – эти фестивали тоже создают особенный лицейский дух, и ребята с большим удовольствием принимают в них участие.
— Как же стать лицеистом?
— К нам поступают дети после девяти классов, обучаются 2 года. Ребята, в зависимости от своих предпочтений и планов, выбирают один из шести профилей: физико-математический, химико-биологический, химико-технологический, филологический, экономический или правоведческий.
Поступающие сдают два вступительных экзамена в зависимости от избранного профиля обучения. В лицее действуют подготовительные курсы, которые идут в течение года и пользуются большой популярностью. Многие приезжают готовиться из различных районов Брестской области.
— Большой ли вступительный конкурс и какой профиль самый востребованный?
— Разрыв между профилями незначительный, чуть больше лидируют экономический (2,12 человека на место) и правоведческий профили, но практически так же востребованы и химико-биологический, и физико-математический. На каждый профиль приходят дети мотивированные, которые уже примерно представляют, на какую специальность и в какой университет будут поступать, и целенаправленно идут на эти направления. В среднем лицейский конкурс составляет 1,5-2 человека на место. На первый взгляд конкурс небольшой, но надо понимать, что это состязание между самыми сильными. Собираются дети из разных районов, в своих школах они были самыми лучшими, юными звездочками. И здесь они конкурируют с такими же звездочками.
— Вы возглавили областной лицей два года назад. Что нового Вы привнесли в жизнь этого учреждения?
— Да, я пришел сюда с другого поста, для меня все было ново, но очень интересно. В последние два года у нас возникла и новая традиция – «Лицей на коньках». В двадцатых числа декабря мы идем в Ледовый дворец, и весь лицей катается на коньках. Ребята начинают с прокатки с флагом лицея, поют гимн лицея. Весь лицей на коньках — это очень здорово и зажигательно. Потом, насколько я знаю, многие из детей привели на каток свою семью, своих родителей. Недавно в мой кабинет уже прибегали лицеисты: «Геннадий Иванович, нам никак нельзя потерять эту традицию». И мы ее не потеряем!
Также в последние два года мы постарались усилить информационную работу по популяризации лицея, чтобы как можно больше девятиклассников и их родителей узнали, что у них есть такая возможность – поступить в областной лицей, получить качественное образование, жить в достаточно комфортном общежитии и готовиться к поступлению в вуз.
— Многие родители жалуются на современную школу: в старших классах образование практически сходит на нет, школа лишь натаскивает на ЦЭ, и в годы своей максимальной креативности ребенок лишь учится выбирать между несколькими шаблонными ответами один правильный. Понятно, что от подготовки к ЦЭ мы пока не уйдем, но может быть, лицей способен что-то противопоставить этому подходу?
— Шаблонность присутствует, и полностью ее избежать нам не удается, тем более что мы, конечно же, тоже готовим детей к ЦЭ. Но все-таки мы делаем акцент на оригинальность и уникальность каждого ребенка. Наши педагоги постоянно на связи со своими учениками. Дети с ними общаются, задают вопросы, идет постоянное взаимодействие, непрерывная творческая работа. Наставничество – это главная ценность лицея. Например, вчера заканчиваю разговор с учителем, подходит ребенок: «Вы знаете, я решил задачу не только тем способом, который вы показывали, но еще и двумя другими!» Учитель: «О, надо поговорить!» И они пошли по коридору, беседуя о математической задаче. Вот на такое общение и на творческий подход к учебе у нас и делается ставка. Дети пишут много творческих работ, жизнь у них очень насыщена, интересна.
— Есть стереотип, будто лицей и гимназия – это непременно сколиоз и близорукость. Остается ли у детей время на повседневные увлечения вне лицея? Реально ли совмещать обучение в лицее с окончанием музыкальной или хореографической школы, со спортивной секцией?
— Совершенно неправильный стереотип. Безусловно, наши дети много времени уделяют учебе. Но у нас есть дети и танцующие, и поющие. Кроме того, наши лицейские команды по волейболу и баскетболу занимают достойное место среди команд города, а в спортивном ориентировании наши ребята настолько преуспели, что выступают в соревнованиях республиканского уровня. У нас замечательные учителя физкультуры, которые проводят очень много дополнительных занятий. Кроме того, многие лицеисты посещают спортивные залы и фитнес-центры. Шестой школьный день лицея включает не только факультативные занятия по предметам, но и физическую активность. В течение года проходит много соревнований, состязаний. Зимой, при наличии снега, ребята ходят на лыжах, и многие весьма успешно.
— Вы не только директор, но и учитель истории. Роль истории в воспитании человека невозможно переоценить: это и патриотизм, и гражданственность, и жизненные приоритеты.
— 9 Мая, в День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы обязательно бываем в Брестской крепости. Кроме того, в школе идет целенаправленная работа с ветеранами, в том числе с ветеранами педагогического труда. На уроках истории и обществоведения идет обмен мнениями — все это укрепляет в наших детях лучшие гражданские качества и мировоззренческие ценности. Лицеисты имеют возможность подискутировать, обсудить в кругу одноклассников и с педагогами те или иные вопросы нашей истории, в этом смысле ребята подготовлены очень хорошо, с ними приятно вступать в дискуссию, потому что они могут привести не голословные тезисы, а обоснованные аргументы, с опорой на фактический материал. Кроме того, наши ученики владеют культурой дискуссии. Кричать все могут, а вот интеллектуально полемизировать способен далеко не каждый. Наши дети это умеют, и мы ими гордимся.
— Планы на будущее, на следующие 10 лет?
— Развивать и укреплять позиции лицея в олимпиадном движении, участвовать в конференциях и конкурсах. И конечно, сохранить педагогический состав, наши уникальные кадры – наставников, которые много лет отдали лицею и являются безусловным авторитетом для учащихся. Идти дальше, но не делать резких движений. Сохранять традиции, накапливать опыт, конвертировать, преобразовывать его в новые достижения и в новые победы наших лицеистов.
— «Вечерний Брест» от души поздравляет областной лицей с юбилеем, и пусть все ваши планы осуществятся!
Беседовала Юлия ЛОГАШЁВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.