Для работников пункта пропуска «Козловичи» к профессиональному празднику добавляется красивая дата — 40-летний юбилей.
Праздничные мероприятия, посвященные юбилею, состоялись 18 сентября. На посту собрались сотрудники таможенной службы разных поколений, деятельность которых была связана с «Козловичами». Для гостей была организована ознакомительная экскурсия по пункту пропуска, а также увлекательный рассказ о нынешних условиях работы сотрудников, имеющихся технических средствах таможенного контроля. Экскурсия и просмотр видеоролика об истории и современной структуре таможенного поста «Козловичи» у ветеранов-таможенников вызвала волну теплых воспоминаний и сравнений «было-стало».
Поздравления с юбилеем, заслуженные награды отдельным сотрудникам, телевизор и памятный юбилейный знак пункт пропуска получил от начальника Брестской таможни Сергея Якуты.
Уникальному посту — 40 лет
В настоящее время это единственный функционирующий грузовой переход через белорусско-польскую границу. По-своему уникальный пункт таможенного оформления не имеет аналогов на территории нашей страны. Сейчас это крупнейший пункт пропуска, где пересекают границу грузовики, которые следуют в Евросоюз и на территорию Евразийского экономического союза.
Свою историю «Козловичи» отсчитывают от Олимпиады-80, которая проходила в Москве. Для беспрепятственного следования гостей в Советский Союз правительство страны приняло решение о разделении пассажирских и грузовых потоков. Так был создан отдельный пункт для движения грузового автотранспорта.
Официально таможенный пост «Козловичи» приобрел свой статус в 1984 г. Первоначально он представлял собой административное здание и четыре канала движения транспорта в каждом направлении. Таможенный пост не единожды претерпевал реконструкцию. Это позволило приобрести свой индивидуальный облик и значительно увеличить мощности на 33-х гектарах площади. Так появились четыре полосы на мосту через реку Буг, рампы и боксы углубленного досмотра, удобные помещения для всех контрольных служб и национального логистического оператора, 8 каналов в каждом направлении, средства контроля радиационной безопасности, 4 весогабаритных комплекса и автоматизированная система распределения транспортных средств. С 2012 года успешно действует первый в Беларуси стационарный инспекционно-досмотровый комплекс.
В 2023 году завершена третья реконструкция, в ходе которой особое внимание было уделено модернизации инженерных систем (видеонаблюдения, пожароизвещения, кондиционирования), а также организации контроля за режимом в пункте пропуска (обустройство секторальной системы). Впереди — монтаж нового инспекционно-досмотрового комплекса, который соответствует новым техническим требованиям и имеет улучшенные технические характеристики. Новшества вводятся точечно, чтобы оптимизировать процессы, ускорить оформление документов. Сейчас, кстати, транспортные средства можно видеть и проводить их оформление, не выходя из модуля.
У таможни женское лицо
Главный инспектор таможенного поста «Козловичи» Елена Давидюк относит себя к «старожилам» — отлично помнит, каким был пост почти два десятка лет тому назад – ведь работать начинала в 2007 году в старом здании. Наряду с улучшением материально-технической базы претерпевала изменения и технологическая составляющая, в первую очередь благодаря внедрению информационных технологий. За тем, как внедрялись новации, имела возможность наблюдать на практике и вносить свою лепту в общее дело.
— В БрГУ получила специальность математика-информатика, работала в брестской школе № 30 и поняла, что хочется большего, чем просто обучать ребятишек языку Паскаля и Архимеда. Поэтому прошла курсы повышения квалификации и получила еще специальность математика-программиста. Мой папа военный, и всегда твердил, что работа должна быть надежной и стабильной. Поэтому, получив приглашение работать на таможне, ни минуты не сомневалась.
Вскоре молодой сотруднице с программистским образованием предложили должность администратора – следить за программным обеспечением поста. Изучение объемных баз данных — это ежедневный интеллектуальный труд с необходимостью обработки большого количества различной информации. Но специалисту такие задачи только в радость. Елена Анатольевна признается, что ее характер идеально совпал с принципами, которые стоят в основе работы таможенных органов: «Я человек дисциплины. Ответственность, исполнительность, инициативность, умение общаться с людьми и оперативно организовать работу – без этих черт характера на таможне работать не получится». Не удивительно, что большинство задействованных программ по таможенному контролю на веб-удаленном сервере работают, как часы, и помогают инспекторам слаженно работать с транспортом и водителями.
Ну а отдохнуть от напряженной смены у мониторов женщине помогает спорт: в свободное время она занимается спортивным ориентированием, плаванием, катается на лыжероллерах, играет в теннис, обожает ходить в турпоходы, регулярно представляет на соревнованиях Государственный таможенный комитет. К активному образу жизни привлекает мужа и троих детей. Удивительно, но ее старшие мальчишки-близнецы впервые отправились в поход с родителями в полуторагодовалом возрасте!
— Плавание и бег помогают мне «разгрузить» мозговую деятельность после работы, чтобы с удвоенной силой браться за выполнение поставленных задач в следующую смену. А их на таможне с каждым годом становится все больше.
Площадка для экспериментов
Кстати, за время развития таможенного поста все важные эксперименты для последующего применения в таможенной системе Беларуси проводились именно в «Козловичах». С 2019 года таможне переданы отдельные функции органов пограничной службы. Перед этим экспериментальные этапы прошли именно в этом пункте пропуска.
Вот уже десять лет таможенные органы дополнительно выполняют функции документарного санитарно-карантинного и автомобильного контроля. C 2019 года применяются системы отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб. Проект доказал свою эффективность, и навигационные устройства применяются практически на всех транспортных средствах. Система позволяет в онлайн-режиме осуществлять контроль за перемещением машин, на которые наложены электронные пломбы, отслеживать их маршрут и оперативно реагировать на возникающие внештатные ситуации.
Категория универсалов
В ближайшем будущем Станиславу Ромашке, главному инспектору пункта пропуска «Козловичи», коллеги пророчат смену четырех звезд на погонах на одну — побольше. Несмотря на его молодость, коллеги и руководство отзываются о Станиславе Олеговиче как о профессионале, хотя проработал на таможне всего пять лет.
За плечами у парня с обаятельной улыбкой – учеба в Столинском колледже и Полесском университете. С «корочками» инженера, программиста, экономиста вместе с однокурсником отправился по распределению в Брест на таможню. Таких специалистов, как Станислав Олегович, можно смело отнести к категории универсалов: они выполняют самые различные таможенные операции, будь то оформление документов либо осмотр транспортных средств, грузов, досмотр. Подготовку молодые специалисты проходят серьезную, ведь работать приходится на разных направлениях – и с техникой, и с документацией.
— Пожалуй, самое интересное – это досмотр транспорта, — рассказывает об особенностях своей профессии главный инспектор. — Когда в руки берешь фонарик и отвертку, иногда кожей чувствуешь трепет нарушителей. В большинстве случаев они действуют без особой фантазии: прячут незадекларированный или запрещенный к провозу товар в обшивку кабины, под сиденья, в колеса или бак, под капот. Все «тайники», как правило, нам известны, их можно легко обнаружить, особенно если перевозчик старается скрыть волнение и нервозность, выдавая себя невербально. Но бывает и так, что водитель даже не в курсе, что везет что-то запрещенное или с документами на груз непорядок.
Из последних «громких» нарушений – попытка пересечь границу с более чем тонной наркотиков в колёсах! Это самый крупный «улов» наркотических средств в истории таможенной службы не только Брестской таможни, но и страны в целом.
Видим все насквозь
К слову, если на досмотр грузового автомобиля могло уходить до 10 часов рабочего времени, то современные технологии позволяют видеть буквально все насквозь. У таможни целый арсенал технических средств, которые помогают находить сокрытые от таможенного контроля товары. С помощью видеоэндоскопа можно осмотреть самые недоступные места автомобиля. Специальный сканер обследует скрытые полости транспортного средства. Есть в арсенале анализатор наркотических средств – он мгновенно среагирует, если был контакт с «запрещёнкой».
На помощь инспекторам также приходят кинологи с собаками, ведь нос четвероногого друга улавливает остаточные запахи в 18 раз лучше человеческого! Задача всей таможенной команды – сработать профессионально, не допустить провоза контрабанды или незадекларированного товара.
По проекту пропускная способность «Козловичей» составляет до 2,4 тыс. грузовиков в сутки в обоих направлениях. Сейчас из-за неритмичной работы сопредельной стороны белорусские таможенники пропускают до 1,5 тыс. автомобилей. С учетом санкционного давления транспортные средства международной перевозки после пересечения белорусской границы следуют в специально установленные места для перецепки или перегрузки товаров.
По словам инспектора, на практике наиболее частые нарушения таможенного законодательства при пересечении границы совершаются при декларировании. Как физические, так и юридические лица зачастую не декларируют перемещаемый ими товар. Буквально недавно Станислав Олегович проверял транспорт, «напичканный» автозапчастями. По документам их было на сумму 20 тысяч евро, но на самом деле оказалось – на 300 тысяч. Судьба такого товара незавидная – на склад для дополнительного досмотра и исправления разногласий в документах. А это может занять недели. Такая попытка сэкономить грозит серьезными финансовыми потерями перевозчику.
Светлана КИСЛАЯ
Фото автора
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.